Приложение № 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования МБОУ СОШ № 119,
утвержденной приказом от 28.08.2020 г. № 55/4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень)
I. Планируемые результаты освоения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по астрономии (базовый
уровень) отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
1
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по астрономии
(базовый уровень) отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
2
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения рабочей программы по астрономии (базовый
уровень) отражают:
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
II. Содержание учебного предмета
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения.
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними.
Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется.
Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гаммаизлучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил.
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты
совершают петлеобразное движение.
Видимое движение звезд и неба,планет и Солнца
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет.
Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Небесные координаты
Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему
небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.
Движение Луны и затмения
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений.
Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений.
Время и календарь
Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного
календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира.
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье.
Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс
звёзд и определение расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и
обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости
Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина
вокруг Земли по круговой орбите.
3
Межпланетные перелёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление
Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение
равноденствий.
Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные
различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в
формировании климата Земли.
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет
поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит
спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на
спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Планеты-карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков.
Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и
метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными
потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных
кратеров.
Практическая астрофизика и физика Солнца
Методы астрофизических исследований
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов.
Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава
Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и
биосферу.
Внутреннее строение Солнца
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и
термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу,
конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Звёзды
Основные характеристики звёзд.
Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического
состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный
класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд
Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и
сверхгигантов.
4
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и
нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс
двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид.
Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во
Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами,
содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности
белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых
звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной
двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей
эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд
Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход
в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция
маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды
или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных
звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Млечный Путь
Газ и пыль в Галактике
Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как
концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых
звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике.
Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в
центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре
Галактики и
обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров
сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами
сверхновых звёзд.
Галактики
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства
спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и
определение расстояния до них.
Закон Хаббла
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные
свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса
межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик.
Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики
скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной
5
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и
бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими
представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей
теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических
свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами
Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста
Вселенной.
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения.
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и
необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не
только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции
Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и
сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства
реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для
построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения
Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу
Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд,
возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий
на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные
оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и
посылки сигналов внеземным цивилизациям.
III. Тематическое планирование
10 класс
№
Тема урока
Предмет астрономии
Вводный инструктаж по ОТ. Предмет астрономии. Роль астрономии в
1. развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы
Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение
2. астрономических исследований. История развития отечественной
космонавтики.
Основы практической астрономии
3. Не бесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты.
Звездная карта, созвездия. Использование компьютерных приложений для
4.
отображения звездного неба.
6
Количество
часов
1
1
1
1
№
Тема урока
Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого
расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.
Движения Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные
и лунные затмения.
5.
6.
7.
В
Количество
часов
1
1
1
ремя и календарь.
Законы движения небесных тел
Структура и масштабы Солнечной системы.
8.
Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний
9.
до тел Солнечной системы и их размеров.
Небесная механика
10.
Законы Кепле ра
11.
Оп ределение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.
12.
Солнечная система
Происхождение Солнечной системы
13.
Система Земля – Л уна. Планеты земной группы.
14.
Планеты – гиганты.
15.
Спутники и кольца планет.
16.
Малые тела Солнечной системы. Асте роидная опасность.
17.
Методы астрономических исследований
Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как
18.
источник информации о природе и свойствах небесных тел.
Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
19.
Космические аппа раты.
20.
Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения вина. Закон
21.
Стефана-Больцмана.
Звезды
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь.
22.
Разнообразие звездных характеристик и их закономерности.
Определение расстояния до звезд, параллакс, двойные и кратные звезды.
23.
Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной.
24.
Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических
элементов.
Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд,
25.
ее этапы и конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности:
26.
пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль
магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Наша Галактика – Млечный путь.
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль.
27.
Вращение Галактики. Темная материя.
Кон трольная работа «Звезды»
28.
Галактики. Строение и эволюция Вселенной
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные
29.
характеристики. Сверхновые черные дыры и активность галактик.
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
Тема урока
30. Представление о космотологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция
Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.
31. Об общение по теме «Вселенная»
32. Ит оговая кон трольная работа
33. Проектная деятельность
34. Проектная деятельность
8
Количество
часов
1
1
1
1
1