Музыка 7.1

Содержание
1
2
3
4
5
6
7
8

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания учебного
предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного
предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности

3
4
5
5
6
8
11

27

I. Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Музыка» при получении начального общего
образования представляет собой начальный этап художественно-эстетического развития
личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и имеет
важное коррекционно-развивающее значение. Уроки музыки при правильной их постановке
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности учащихся с ОВЗ, воспитанию
у него положительных навыков и привычек.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе требований к
результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с
задержкой психического развития. Вариант 7.1) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 119»,
программыформирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа предназначена для учащихся с задержкой психического развития
(далее - с ЗПР), вариант 7.1, с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения
АООП НОО учащихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.1) МБОУ «СОШ № 119».
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» сохраняет основное содержание
образования, но учитывает индивидуальные особенности учащихся с ЗПР и
предусматривает коррекционную направленность обучения.
Обучение музыке носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в
условиях современного общества.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у
обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания
связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой
внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Цель изучения учебного предмета «Музыка»: формирование музыкальной культуры
как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи изучения учебного предмета «Музыка»:
1.
Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к
музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств:
любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям,
музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения обучающимися
музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
2.
Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности. Развитие

3

образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе
активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой
музыкальной культуры прошлого и настоящего;
3.
Накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного
словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования,
хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей
в различных видах музыкальной деятельности.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на уровень начального
общего образования для 1, 2, 3, 4 классов.
Структура рабочей программы учебного предмета «Музыка» соответствует
требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
II. Общая характеристика учебного предмета
Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение
искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества.
Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее
изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности
станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат
введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и
жизни, постижения культурного разнообразия мира.
Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного
воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностносмысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать
эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Учебный предмет «Музыка», как и другие предметы, развивая умение учиться,
призван формировать у учащегося современную картину мира.
В качестве главных методов программы избраны методы междисциплинарных
взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод
восхождения от частного к общему.
Основные виды учебной деятельности учащихся:
слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация
музыкальных произведений.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию
принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании.
Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные
формы общения обучающегося с музыкой. В сферу исполнительской деятельности
учащихся входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение;
- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес
программного характера;
4

- освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной

речи.
Помимо этого, учащиеся проявляют творческое начало в размышлениях о музыке,
импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы
полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм,
балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических
дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку;
в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших
литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение
образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения,
анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что
формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» входит в обязательную часть учебного плана.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 119» учебный предмет «Музыка»
изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю.
В 1-4 классах на изучение учебного предмета «Музыка» отводится по 34 часа в
год.
.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение
Отечеству;
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед
Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир,
свобода совести и вероисповедания);
человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство
и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония,
самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость,
способность к личностному и нравственному выбору);
честь;
достоинство;
свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие
к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие,
милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);

5

доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества); семья (любовь и
верность, здоровье, достаток, почитание родителей,
забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки
собственным интересам);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и
общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира
(познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты:
1)
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;

6

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2)
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7)
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2)
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
4) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
5) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально
пластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений,
в
импровизации.
VI.
Содержание учебного предмета
1 КЛАСС
«Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель –
слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных
впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней
природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты:
свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный
сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр:
балет. «Юные дарования Кемеровской области - Кузбасса», «Музыкальные
инструменты коренных жителей Кемеровской области - Кузбасса».
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций.
Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
«И Муза вечная со мной!»
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное
проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир
звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
«Хоровод муз».
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие
на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и
характера человека.

Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности
песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид
искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие
русского
хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.
« Повсюду музыка слышна».
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное
обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенкамипопевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая
игра «Играем в композитора».
« Душа музыки – мелодия».
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений
детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление
характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского
альбома» П.И. Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага,
движение. Песня - напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического
рисунка. Танец - движение и ритм, плавность и закругленность мелодии,
узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие
“шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше
пальчики - “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В
вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
« Музыка осени».
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами
поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.
Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого
человека. Куплетная форма песен.
« Сочини мелодию».
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник
элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения
мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора».
Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
«Азбука, азбука каждому нужна…».
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной.
Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
« Музыкальная азбука».

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения
музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в
отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное
путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной
грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Игра «Угадай мелодию»
« Музыкальные инструменты».
Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли.
Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных
инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
«Садко» из русского былинного сказа».
Наблюдение народного творчества.
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки,
их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На
примере музыки Н.А. Римского - Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
« Музыкальные инструменты».
Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и
профессиональная музыка.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных
инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.
« Звучащие картины».
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативнообразного мышления на примере репродукций известных произведений живописи,
скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная,
сочиненная композиторами.
«Разыграй песню».
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих
закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в
исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера
«Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к
осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки.
Основы понимания развития музыки.
« Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины».

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество
разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение
народного творчества.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными
праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса
Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества
Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
« Добрый праздник среди зимы»
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
музыкальном жанре – балет.
Знакомство со сказкой
Т. Гофмана и музыкой балета П.И. Чайковского
«Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных
неожиданностей.
«Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника,
композитора в изображении картин природы (слова - краски-звуки). Образы утренней и
вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной
сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные
произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и
окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных
музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано,
гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша
музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и
стилей. «Хороводно-игровые песни Кемеровской области - Кузбасса».
« Край, в котором ты живешь».
Сочинения отечественных композиторов о Родине, Кемеровской области - Кузбасса.
Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре,
традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” –
через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное
отношение к вечным
проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение
красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли.
Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и
отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце
человека веру, надежду, любовь. Искусство, будь то музыка, литература, живопись,
имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои
выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления,
запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям
художественных образах.
«Поэт, художник, композитор».

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь.
Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того,
чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких
запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства.
Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной,
“услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы
взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству
музыки и слова.
« Музыка утра».
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как
ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных
произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство
- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы.
Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес.
Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа,
тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии
формы.
Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
«Музыка вечера».
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной
музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер,
напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического
интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение
динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
« Музыкальные портреты».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема
защиты Отечества.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов,
композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о
полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и
тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами.
Музыкальные памятники защитникам Отечества.
« Разыграй сказку».
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России:
игры – драматизации.

Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского
народного фольклора.
« Музы не молчали».
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые.
Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры
«Болтунья» С. Прокофьева на стихи А. Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии
музыкального произведения. Отношение авторов
произведений
поэтов
и
композиторов к главным героям.
« Мамин праздник».
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей.
Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее
настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность,
кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя,
нежности, доброты, ласки.
« У каждого свой музыкальный инструмент».
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным
танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
«Музыкальные инструменты».
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр
этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом,
тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня,
клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и
фортепиано. Мастерство
исполнителя-музыканта.
« Чудесная лютня. Звучащие картины».
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие
на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная
лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств,
мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика
музыки,
дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической
песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса:
какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну?
Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и
исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
« Музыка в цирке».
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего
его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное

настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять
сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих
лиц циркового представления.
«Дом, который звучит».
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность,
маршевость.
Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные
страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и
танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные
народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и
маршевая музыка.
«Опера-сказка. Путешествие в оперный театр».
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная,
инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои
яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по
одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В
операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
«Ничего на свете лучше нету». Афиша. Музыка в кино.
Музыка для детей: мультфильмы.
Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни.
Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы
концерта.
2 класс
«Россия – Родина моя»
Мелодия. Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное
проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок
вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале,
которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской
музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П. Мусоргского («Рассвет на
Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как
рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как
отличительная черта русской музыки.
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия! Сочинения отечественных композиторов о
Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент).
Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок
знакомит учащихся с песнями Ю. Чичкова (сл. К. Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!»
и Г. Струве (сл. Н Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае Кемеровской
области - Кузбасса. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы

нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о
мелодии и аккомпанементе. «Композиторы Кемеровской области - Кузбасса».
Гимн России. Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.
Александров, С. Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами
России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная
площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края. Гимн
Кемеровской области - Кузбасса».

«День, полный событий»
Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.
Музыкальные
инструменты
(фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация
как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Знакомство школьников с пьесами П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальная речь
как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы
нотной грамоты.
Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Песенность,
танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Танцы, танцы, танцы. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства
музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.
Чайковского и «Детской музыки» С. Прокофьева.
Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость.
Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник
элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов,
передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи,
выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Расскажи сказку. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп,
динамика).
Колыбельная. Мама. Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные
музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление
учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с
особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева и П.Чайковского).
«О России петь – что стремиться в храм»
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Введение учащихся в
художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции.
Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий
колокольный звон» М.П. Мусоргского).

Святые земли русской. Александр Невский. Народные музыкальные традиции
Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных
образах. Кантата («Александр Невский» С.С. Прокофьев).
Сергий Радонежский. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая. Народные
песнопения.
Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома»
П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).
С Рождеством Христовым. Рождество Христово. Музыка на новогоднем
празднике.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного
творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.
Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши.
Формы построения музыки: вариации.
Разыграй мелодию. Выходили красны девицы. Народная и профессиональная
музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского,
поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и
инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток,
определение их жанровой основы и характерных особенностей. Русский музыкальный
фольклор Кемеровской области - Кузбасса». Традиции.
Музыка в народном стиле. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и
профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.
Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник.
Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и
весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные
музыкально-поэтические традиции.
Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.
Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игрыдраматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны
девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного
фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в
«ролевой игре».
«В музыкальном театре»
Детский музыкальный театр. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни
«Песня-спор» Г. Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме
музыкального диалога. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Обобщенное представление об
основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных
жанров. Опера, балет. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор,
балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Музыкальные

театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах
музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр.
Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера,
режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов.
«Какое чудное мгновенье!» Постижение общих закономерностей музыки: развитие
музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
Увертюра. Финал. Музыкальные темы. Образы и характеристики главных героев.
«В концертном зале »
Симфоническая сказка «Петя и волк». Музыкальные инструменты. Симфонический
оркестр.
Знакомство
с
внешним
видом,
тембрами,
выразительными
возможностями
музыкальных
инструментов
симфонического
оркестра.
Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Сюита Мусоргского. «Картинки с выставки». Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные
портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами
из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
Звучит нестареющий Моцарт! Формы построения музыки: рондо. Знакомство
учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А. Моцарта.
Симфония №40. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие
музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор,
контраст.
Накопление
и
обобщение
музыкально-слуховых
впечатлений
второклассников.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Волшебный цветик - семицветик. Интонационная природа музыки.
Музыкальные инструменты. Музыкальная речь как способ общения между людьми,
ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган).
Фольклорные песни Кемеровской области - Кузбасса».
И все это - Бах! Все в движении. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями
великого немецкого композитора И.С. Баха.
Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Два лада. Легенда. Природа и музыка. «Два лада» (легенда). Песня, танец, марш.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад).
Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между
людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Весна. Осень. Печаль моя светла. Мир композитора. Могут ли иссякнуть
мелодии?
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали
музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи
композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского).
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в
звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.
i. класс
«Россия – Родина моя»
Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как
отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы
музыки – ее души.
Природа и музыка. Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в
музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в
романсах и картинах русских композиторов и художников.
Виват, Россия! Наша слава – русская держава. Знакомство учащихся с жанром
канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и
речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня.
Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в
различных жанрах музыки.
Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого
в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.
Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных
жанрах музыки.
Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Обобщенное представление
исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных
композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И. Глинки «Иван
Сусанин».

«День, полный событий»
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке. Казачьи песни
Кемеровской области - Кузбасса».
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.
Чайковского «Утренняя молитва» и Э. Грига «Утро».
«В детской». Игры и игрушки. Выразительность и изобразительность в музыке.
Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П. Мусоргского.
На прогулке. Вечер. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников.
Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с
особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского, Э.
Грига, М. Мусоргского).
«О России петь – что стремиться в храм»
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! Введение учащихся в художественные
образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная
природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ
матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в
творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
«Песни фольклорного коллектива «Русская сказка г. Новокузнецка»
Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества.
Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное
воскресенье.
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и
профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли
Русской.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Настрою гусли на старинный лад… Былина о Садко и Морском царе.
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции
Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Певцы русской старины. Лель, мой Лель… Музыкальный и поэтический фольклор
России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных
сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М. Глинки,
Н. Римского-Корсакова).
Звучащие картины. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.
Римского-Корсакова.
Прощание с Масленицей. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды.
Народная и профессиональная музыка.

«В музыкальном театре»
Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства
музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка
«Орфей и Эвридика».
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Интонация как внутренне
озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие
в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Музыкальные темы-характеристики главных героев.
Интонационно-образное
развитие в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. В заповедном лесу. Опера. Музыкальное
развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных
образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темыхарактеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М. Глинки
«Руслан и Людмила».
Опера «Садко». Океан – море синее. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темыхарактеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.
Римского-Корсакова и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Балет «Спящая красавица». Две феи на балу. Сцены на балу. Музыкальное
развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных
образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая
красавица». Контраст.

«В концертном зале»
В современных ритмах. Мюзикл. Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл
как жанр легкой музыки.
Музыкальное состязание. Концерт. Различные виды музыки: инструментальная.
Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
«Песни коренных жителей Кемеровской области - Кузбасса».
Музыкальные инструменты. Флейта, скрипка. Музыкальные инструменты.
Выразительные возможности флейты и скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и
исполнители.
Звучащие картины. Развитие музыки – движение музыки.
Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведений. Песенность, танцевальность,
маршевость. Контрастные образы сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть и финал симфонии. Симфония.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного

содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л. Бетховена. Музыкальная
форма (трехчастная).
Мир Бетховена. Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и
стилей. Композитор - исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные
джазовые музыканты - исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
«Джаз – клуб «Геликон» г. Новокузнецка.
«Люблю я грусть твоих просторов». Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие
музыкальной речи Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского.
Мир Прокофьева. Интонация и музыкальная речь в сочинениях С. Прокофьева,
передача информации, выраженной в звуках.
Певцы родной природы. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей.
Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной
речи Э. Грига и П. Чайковского.
Радость к солнцу нас зовет. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как
способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Композитор – исполнитель – слушатель. Музыка – источник вдохновения и радости.
ii. класс
«Россия – Родина моя»
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу
навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных
композиторов о Родине (С. Рахманинов «Концерт №3», В. Локтев «Песня о России»).
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность
интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и
музыки русских композиторов (С. Рахманинова, М. Мусоргского, П. Чайковского).
Знакомство с жанром вокализ (С.В. Рахманинов «Вокализ»).
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась,
музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор
России: песни. Рассказ М. Горького «Как сложили песню». Выразительность и
изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с
картиной К. Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими
строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их
интонационно-образные особенности.
«Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! Народная и
профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное

представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций
народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.
Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М. Глинка). Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.
«О России петь – что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка.
Илья Муромец. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские
ворота» М.П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А. Бородин).
Кирилл и Мефодий. Создатели славянской письменности.
Праздников праздник, торжество из торжеств.
Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники русской православной
церкви (Пасха). Песни фольклорного ансамбля «Сибирочка»

«День, полный событий»
Зимнее утро. Зимний вечер. Музыкальность поэзии А.С. Пушкина. Стихи А. Пушкина,
пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского. Русская народная песня
«Зимняя дорога», хор В. Шебалина «Зимняя дорога».
«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость.
Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.
Пушкина и в опере Н.А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Ярмарочное гулянье. Народные музыкальные традиции Отечества.
Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый…». Народная и
профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке.. Музыка в
народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского - «Девицы,
красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П. Чайковского «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов»
М. Мусоргский).
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальнопоэтические образы. Лирика в поэзии А.С. Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.
Свиридов, П. Чайковский) и в изобразительном искусстве (В. Попков «Осенние
дожди»).
«Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М. Глинка).
Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников. Исполнение разученных
произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных
музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и
профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их

звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная
песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных
народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях,
отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей». Белорусская
народная сказка. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное
творчество разных стран мира.
Народные праздники (Троица). Церковные и народные праздники на Руси (Троица).
Икона «Троица» А. Рублёва.
«В концертном зале»
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного
содержания
произведений.
Вариации.
Накопление
музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких
композиторов, как А. Бородин («Ноктюрн»), П. Чайковский («Вариации на тему
рококо» для виолончели с оркестром). Шорский фольклорный ансамбль «От Энэ».
«Старый замок». Счастье в сирени живет…Различные виды музыки: вокальная,
инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П. Мусоргский из
сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере
творчества С. Рахманинова (романс «Сирень» С. Рахманинов). Выразительность и
изобразительность в музыке.
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы…Различные виды
музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное
выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные,
двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф. Шопена
(«Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
«Патетическая» соната. Годы странствий. Формы построения музыки как
обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия
сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховен).
Царит гармония оркестра. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная,
оркестровая.
Накопление
и
обобщение
музыкально-слуховых
впечатлений
четвероклассников. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном
пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«В музыкальном театре»
Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной
стоим…). Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная
характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М. Глинка - интродукция,
танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). Опера. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие
в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное
состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
«Исходила младешенька». (Опера М. Мусоргского «Хованщина»). Народная и
профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня –
ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке»,
«Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского). Русский
музыкальный фольклор Сибири: «Сею, вею белый-то леночек»
«Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. Народная и
профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов
(М. Глинка, М. Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
«Балет «Петрушка». Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и
профессиональная музыка. Балет. (И.Ф. Стравинский «Петрушка»). Музыка в
народном стиле.
«Театр музыкальной комедии». Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта.
Жанры легкой музыки.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
« Прелюдия. «Исповедь души». Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.
«Революционный» этюд. («Прелюдия» С.В. Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.
Шопен).
Мастерство исполнителя. Развитие музыкального образа.
Многообразие
жанров
музыки.
Авторская
песня.
Выразительность
и
изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира.
Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л. Бетховена
«Патетическая соната», Э. Грига «Песня Сольвейг», М. Мусоргский «Исходила
младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
«Музыкальные
инструменты
(гитара)».
Музыкальные
инструменты.
Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель..
Произведения композиторов-классиков («Шутка» И. Бах, «Патетическая соната» Л.
Бетховен, «Утро» Э. Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание
друзьям» Б. Окуджава, «Песня о друге» В. Высоцкий).
«Музыкальный сказочник». Исполнение разученных произведений, участие в
коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в
произведениях Н. Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане»,
сюита «Шахеразада»).
«Рассвет на Москве-реке». Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в

произведении М.П. Мусоргского.
«Хованщина»).

(«Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере

b. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
1 класс (34 ч)
Основные виды
Тема
Количество
учебной деятельности
часов
учащихся
Восприятие
и
«Музыка вокруг нас» (15 часов)
воспроизведение звуков
«И Муза вечная со мной!»
1
окружающего мира во
«Хоровод муз».
1
всем
многообразии.
«Повсюду музыка слышна».
1
Звуки окружающего мира;
звуки
шумовые
и
« Юные дарования Кемеровской области музыкальные.
Свойства
Кузбасса».
музыкального
звука:
«Душа музыки - мелодия».
1
тембр,
длительность,
громкость,
высота.
«Музыка осени».
1
Знакомство со звучанием
«Сочини мелодию». Ролевая игра
1
музыкальных
«Играем в композитора». Понятия
инструментов
разной
«мелодия» и «аккомпанемент».
высоты
и
тембровой
окраски
(просмотр
«Азбука, азбука каждому нужна».
1
фрагментов видеозаписей
Элементы нотной грамоты. Система
исполнения на различных
графических знаков для записи музыки.
инструментах).
Прослушивание
1
«Музыкальная азбука». Система
фрагментов музыкальных
графических знаков для записи музыки.
произведений
с
Элементы музыкальной грамоты: ноты,
имитацией
звуков
окружающего мира.
нотоносец, скрипичный ключ.
Игра на элементарных
1
«Обобщающий урок по теме: «Музыка
музыкальных
вокруг нас».
инструментах
в
«Музыкальные инструменты».
1
ансамбле. Первые опыты
«Музыкальные инструменты коренных
игры
детейна
жителей Кемеровской области инструментах, различных
по
способам
Кузбасса».
звукоизвлечения,
1
«Садко». Из русского былинного сказа.
тембрам.
1
«Музыкальные инструменты».
Пение
попевок
и
«Звучащие картины».
1
простых
песен.
«Разыграй песню».
1
Разучивание попевок и
«Пришло Рождество, начинается
торжество. Родной обычай старины».
«Добрый праздник среди зимы».

1
1

простых народных песен и
обработок
народных
песен, в том числе,
зарубежных,
мультфильмов.
Формирование

«Музыка и ты» (17 часов)
«Край в котором ты живёшь».
«Хороводно-игровые песни Кемеровской
области - Кузбасса».
«Поэт, художник, композитор.
Композиторы».
«Музыка утра».
«Музыка вечера». Интонация – источник
элементов музыкальной речи.

1

«Музыкальные портреты».
«Разыграй сказку. «Баба-Яга»-русская
народная сказка.
«Музы не молчали».
«Мамин праздник».
«Обобщающий урок»
«У каждого свой музыкальный
инструмент».
«Музыкальные инструменты».
« Чудесная лютня (по алжирской сказке).
Звучащие картины».
«Музыка в цирке».
«Дом, который звучит».
«Опера-сказка.
Путешествие в оперный театр».
«Ничего на свете лучше нету. Афиша».
«Музыка в кино. Обобщающий урок по
теме: «Музыка и ты».

1
1

Тема

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Музыкально-игровая
деятельность.
Повторение и
инсценирование народных
песен, пройденных в
первом классе.
Ритмические
соревнования
на
правильное определение
на слух и в нотах
элементов музыкальной
речи.
Импровизациясоревнование на основе
заданных моделей, подбор
по
слуху
простых
музыкальных построений.
Исполнение
изученных
песен в форме командного
соревнования.

1
1

2 класс (34 ч)
Количество
часов

«Россия — Родина моя» (3 часа)
«Мелодия».
«Здравствуй Родина моя! Моя Россия».
Композиторы Кемеровской области Кузбасса: (М. Маслов «Моя Земля»).
Нотная грамота как способ фиксации
музыкальной речи.
Элементы нотной грамоты.
«Гимн России». Гимн Кемеровской

правильной
певческой
установки и певческого
дыхания
Слушание музыкальных
произведений
с
контрастными образами

1
1

1

Основные виды
учебной деятельности
учащихся
Восприятие
и
воспроизведение звуков
окружающего мира во
всем
многообразии.
Звуки окружающего мира;
звуки
шумовые
и
музыкальные.
Свойства
музыкального
звука:
тембр,
длительность,
громкость,
высота.
Знакомство со звучанием

области - Кузбасса».
« День, полный событий» (6 часов)
«Музыкальные
инструменты.
Фортепиано».
Элементы нотной грамоты.
«Природа и музыка. Прогулка».
«Танцы, танцы, танцы…
«Эти разные марши. Звучащие картины».
«Расскажи сказку. Колыбельные. Мама».
«Урок-концерт. Обобщающий урок по
теме «День полный событий».

1

1
1
1
1
1

«О России петь — что стремиться в храм» (5 часов)
«Великий колокольный звон. Звучащие
1
картины».
«Святые земли Русской. Александр
1
Невский».
«Молитва. Сергий Радонежский».
1
«С Рождеством Христовым».
1
« Музыка на Новогоднем празднике.
1
Урок-концерт. Обобщающий урок по
теме: «О России петь — что стремиться в
храм»
« Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)
«Русские народные инструменты.
Плясовые наигрыши»
«Музыка в народном стиле. Сочини
песенку». «Русский музыкальный
фольклор Кемеровской области Кузбасса. Традиции».
«Проводы зимы».
«Встреча весны».
«В музыкальном театре» (5 часов)
«Детский музыкальный театр»
«Театр оперы и балета. Волшебная
палочка дирижёра»
Опера «Руслан и Людмила. Сцены из
оперы»
«Какое чудное мгновенье!»
«Увертюра. Финал»
« В концертном зале» (5 часов)

1
1

1
1
1
1
1
1
1

музыкальных
инструментов
разной
высоты
и
тембровой
окраски
(просмотр
фрагментов видеозаписей
исполнения на различных
инструментах).
Прослушивание
фрагментов музыкальных
произведений
с
имитацией
звуков
окружающего мира.
Слушание музыкальных
произведений
с
контрастными образами.
Игра на элементарных
музыкальных
инструментах
в
ансамбле.
Первые опыты игры детей
на
инструментах,
различных по способам
звукоизвлечения,
тембрам.
Пение простых песен.
Разучивание
народных
песен
и
обработок
народных
песен.
Формирование
правильной
певческой
установки и певческого
дыхания.
Музыкально-игровая
деятельность.
Повторение и
инсценирование народных
песен, пройденных в
первом классе.
Ритмические
соревнования
на
правильное определение
на слух и в нотах
элементов музыкальной
речи.
Импровизациясоревнование на основе
заданных моделей, подбор
по
слуху
простых
музыкальных построений.
Исполнение
изученных
песен в форме командного

Симфоническая сказка « Петя и волк»
1
Сюита Мусоргского «Картинки с
1
выставки»
«Звучит нестареющий Моцарт»
1
«Симфония №40. Увертюра»
1
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
1
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6
часов)
« Волшебный цветик-семицветик»
1
1
« Музыкальные инструменты».
Фольклорные песни Кемеровской области
- Кузбасса.
«И всё это Бах. Всё в движении»
1
«Тройка. Попутная песня.
1
Музыка учит людей понимать друг
друга»
«Весна. Осень. Печаль моя светла. Мир
1
композитора.
Могут ли
иссякнуть
мелодии?»
Обобщающий урок по теме: «Чтоб
1
музыкантом быть, так надобно уменье…»
Урок-концерт.
3 класс (34 ч)
Тема

Количество
часов

«Россия — Родина моя» (5 часов)
«Мелодия — душа музыки».
«Природа и музыка (романс). Звучащие
картины».
«Виват, Россия! Наша слава — русская
держава». Образы защитников Отечества
в различных жанрах музыки.
«Кантата «Александр Невский».

1
1
1

1

Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Да
будет вовеки веков сильна…

1

«День, полный событий»(4 часа)
«Портрет в музыке. В каждой интонации
спрятан человек».
«Казачьи песни Кемеровской области -

1

соревнования.

Основные виды
учебной деятельности
учащихся
Восприятие
и
воспроизведение звуков
окружающего мира во
всем
многообразии.
Звуки окружающего мира;
звуки
шумовые
и
музыкальные.
Свойства
музыкального
звука:
тембр,
длительность,
громкость,
высота.
Знакомство со звучанием
музыкальных
инструментов
разной
высоты
и
тембровой
окраски
(просмотр
фрагментов видеозаписей
исполнения на различных
инструментах).

Кузбасса».
«В детской. Игры и игрушки».
«На прогулке. Вечер».

1
1

Урок-концерт. Обобщающий урок по
1
теме: «День полный событий».
«О России петь – что стремиться в храм» (4 часа)
«Радуйся Мария!». « Богородице Дево,
1
радуйся!».
1
«Древнейшая песнь материнства. Тихая
моя, нежная моя, добрая моя мама».
«Песни фольклорного коллектива
«Русская сказка» г. Новокузнецка».
«Вербное Воскресенье. Вербочки. Святые
1
земли Русской. Княгиня Ольга».
«Настрою гусли на старинный лад.
1
Былина о Садко».
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(4 часа)
«Певцы русской старины. Лель, мой
Лель…Звучащие картины. Прощание с
Масленицей».
«Урок-концерт».
Обобщающий урок по теме: «Гори, гори
ясно ,чтобы не погасло».
Опера «Руслан и Людмила». Я славил
лирою преданья.
Фарлаф. Увертюра.
«В музыкальном театре»(6 часов)
Опера «Орфей и Эвридика».
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя
природы.

1

«Полна чудес волшебная природа» .
«В заповедном лесу».
Океан море синее. Балет «Спящая
красавица». Две феи. Сцены на балу.
«В современных ритмах. Мюзикл».
Мюзикл - как жанр легкой музыки.
«В концертном зале»(6 часов)
«Музыкальное состязание. Концерт».
Жанр инструментального концерта.
Песни коренных жителей Кемеровской
области - Кузбасса.
«Музыкальные инструменты. Флейта,
скрипка. Звучащие картины».

1
1
1

1
1
1

1
1

1

1

1

Прослушивание
фрагментов музыкальных
произведений
с
имитацией
звуков
окружающего мира.
Игра на элементарных
музыкальных
инструментах
в
ансамбле. Первые опыты
игры
детейна
инструментах, различных
по
способам
звукоизвлечения,
тембрам.
Пение
попевок
и
простых
песен.
Разучивание песен, в том
числе
народных,
зарубежных; песен из
мультфильмов,
детских
кинофильмов, песен к
праздникам.
Формирование
правильной
певческой
установки и певческого
дыхания
Слушание музыкальных
произведений
с
контрастными образами.
Музыкально-игровая
деятельность.
Повторение и
инсценирование народных
песен, пройденных в
первом классе.
Ритмические
соревнования
на
правильное определение
на слух и в нотах
элементов музыкальной
речи.
Импровизациясоревнование на основе
заданных моделей, подбор
по
слуху
простых
музыкальных построений.
Исполнение
изученных
песен в форме командного
соревнования.

«Музыкальные инструменты. Скрипка».
1
«Сюита «Пер Гюнт». Странствия героя.
1
Севера песня родная»
«Героическая» Призыв к мужеству.
1
Вторая часть симфонии. Финал
симфонии. Мир Бетховена. Музыкальная
форма (трехчастная).
Обобщающий урок по теме: «В
1
концертном зале».
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
(5 часов)
1
Чудо музыка. «Острый ритм-джаза
звуки».
«Джаз – клуб «Геликон» города
Новокузнецка».
1
«Люблю я грусть твоих просторов. Мир
Прокофьева».
Сходство и различие музыкальной речи Г.
Свиридова, Прокофьева, Э. Грига, М.
Мусоргского.
«Певцы родной природы (Э. Григ, П.
1
Чайковский)».
1
«Прославим радость на земле».
Эмоциональное воздействие музыкальной
речи на слушателей.
1
Обобщающий урок по теме: «Чтоб
музыкантом быть, так надобно уменье…»
Урок-концерт.
4 класс (34 ч)
Тема
Количество
часов
«Россия – Родина моя» (3 часа)
«Мелодия. Ты запой мне эту песню».
«Как сложили песню. Звучащие картины.
«Ты откуда русская, зародилась
музыка?». Интонация – источник
элементов музыкальной речи.
«Я пойду по полю белому. На великий
праздник собралася Русь».

1
1

1

«О России петь, что стремиться в храм» (4 часа)
«Святые земли Русской».
1

Основные виды
учебной деятельности
учащихся
Восприятие
и
воспроизведение звуков
окружающего мира во
всем
многообразии.
Звуки окружающего мира;
звуки
шумовые
и
музыкальные.
Свойства
музыкального
звука:
тембр,
длительность,
громкость,
высота.
Знакомство со звучанием
музыкальных
инструментов
разной
высоты
и
тембровой
окраски
(просмотр

«Илья Муромец».
«Кирилл и Мефодий. Праздников
праздник, торжество из торжеств».
«Родной обычай старины». Песни
фольклорного ансамбля «Сибирочка» г.
Новокузнецка.
«День полный событий» (6 часов)

1
1
1

«Зимнее утро. Зимний вечер».
1
«Что за прелесть эти сказки! Три чуда».
1
«Ярмарочное гулянье».
1
«Святогорский монастырь».
1
1
«Приют сияньем, муз одетый…».
Музицирование на элементарных
музыкальных инструментах.
« Урок-концерт. Обобщающий урок по
1
теме: «День полный событий».
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
«Композитор - имя ему народ.
1
Музыкальные инструменты России».
«Орестр русских народных инструментов.
1
Музыкант-чародей».
«Народные традиции (Троица)».
1
«В концертном зале» (5 часов)
«Музыкальные инструменты». Шорский
фольклорный ансамбль «От Энэ».
«Вариации на тему рококко».
« Старый замок. Счастье в сирени живёт»
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…Ах,
эти танцы».
«Патетическая соната. Годы странствий».
« В музыкальном театре» (6 часов)
Царит гармония оркестра. Урок-концерт.
Обобщающий урок по теме: « В
музыкальном театре».
Опера «Иван Сусанин». Бал в замке
польского короля. За Русь мы все стеной
стоим. Сцена в лесу.
«Исходила младешенька». «Русский
музыкальный
фольклор
Сибири:
«Сею, вею,
белый-то леночек»
(песня).

1
1
1
1
1
1

1

1

фрагментов видеозаписей
исполнения на различных
инструментах).
Прослушивание
фрагментов музыкальных
произведений
с
имитацией
звуков
окружающего мира.
Игра на элементарных
музыкальных
инструментах.
Первые
опыты игры детей на
инструментах, различных
по
способам
звукоизвлечения,
тембрам.
Слушание музыкальных
произведений
с
контрастными образами,
пьес
различного
ладового
наклонения.
Пластическое
интонирование,
двигательная
импровизация
под
музыку
разного
характера.
«Создаем
образ»:
пластическое
интонирование
музыкального образа с
применением «звучащих
жестов»;
двигательная
импровизация
под
музыку.
Сочинение
простых
инструментальных
аккомпанементов
как
сопровождения
к
песенной, танцевальной
и маршевой музыке.
Песня, танец, марш в
музыкальном материале
для
инструментального
музицирования:
подбор
инструментов и сочинение
простых
вариантов
аккомпанемента
к
произведениям
разных
жанров.
Музыкально-игровая

«Русский Восток. Сезам ,откройся!
1
Восточные мотивы».
«Балет «Петрушка».
1
«Театр музыкальной комедии».
1
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
(7 часов)
«Прелюдия. Исповедь души».
1
«Революционный этюд».
1
«Мастерство исполнителя»
1
«Музыкальные инструменты (гитара)».
1
«Музыкальный сказочник»
1
Обобщающий урок по теме: «Чтоб
1
музыкантом быть, так надобно уменье…»
«Урок-концерт».
1

деятельность.
Повторение и
инсценирование народных
песен, пройденных в
первом классе.
Ритмические
соревнования
на
правильное определение
на слух и в нотах
элементов музыкальной
речи.
Импровизациясоревнование на основе
заданных моделей, подбор
по
слуху
простых
музыкальных построений.
Исполнение
изученных
песен в форме командного
соревнования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».