РП_ОРКиСЭ_НОО_7.1.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и
религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в
исламкой традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего
построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и
календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и
бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России.
Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты

иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской
культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции
иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности.
Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в
иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ
РОССИИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их
основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях
мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные
сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной
культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в
религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.
Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных
религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни
человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль
гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая
мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы,
принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы
морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы
нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
•
понимать основы российской гражданской идентичности,
испытывать чувство гордости за свою Родину;
•
формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
•
понимать значение гуманистических и демократических
ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
•
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия
жизни личности, семьи, общества;
•
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую
традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
•
строить своё общение, совместную деятельность на основе
правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности
собеседников к религии или к атеизму;
•
соотносить свои поступки с нравственными ценностями,
принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным
традициям народов России, терпимость к представителям разного
вероисповедания;
•
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
проявлять
в
повседневной
жизни
доброту,
справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на
помощь;
•
понимать
необходимость
обогащать
свои
знания
о
духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение,
избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
•
понимать необходимость бережного отношения к материальным
и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
•
формировать умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
•

достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их
реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
•
совершенствовать умения в различных видах речевой
деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование
речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий
для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
•
совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
•
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
•
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий
и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
•
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и право
каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•
совершенствовать организационные умения в области
коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её
достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
•
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные
ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах
изученного);
•
использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
•
применять логические действия и операции для решения
учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на
основе изучаемого фактического материала; признавать возможность
существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения,
приводить убедительные доказательства;

выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
Работа с информацией:
•
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к
гражданской этике;
•
использовать разные средства для получения информации в
соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую,
видео);
•
находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете
(в условиях контролируемого входа);
•
анализировать, сравнивать информацию, представленную в
разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и
правильность.
Коммуникативные УУД:
•
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной
литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих
проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
•
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно
задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное
отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
•
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных
в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
•
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность
в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального
благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы
их предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского
общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в
поведении;
•
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного
и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);
•

выражать своё отношение к анализируемым событиям,
поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
•
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес
к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской
этики и этикета.
Совместнаядеятельность:
•
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по
деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе,
спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
•
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие
конфликты;
•
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по
изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.
•

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о
нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение
заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение
ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств,

христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
•
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий
Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях
святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее
число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди),
монашестве и монастырях в православной традиции;
•
рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в
храме, общения с мирянами и священнослужителями;
•
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх,
включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных
постах, назначении поста;
•
раскрывать основное содержание норм отношений в
православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи,
отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту,
предкам; православных семейных ценностей;
•
распознавать христианскую символику, объяснять своими
словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
•
рассказывать о художественной культуре в православной
традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в
сравнении с картинами;
излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими
словами объяснять роль православия в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению православного исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю
установкуличности, поступатьсогласносвоейсовести;

выражать
своими
словами
понимание
свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать
своими
словами
понимание
человеческого
достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовнонравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о
нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской
культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность,
справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение,
выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её
основах;
•

рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни
пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе
(намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);
•
рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар,
михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями
ислама;
•
рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбанбайрам, Маулид);
•
раскрывать основное содержание норм отношений в исламской
семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей
к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм
отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных
ценностей;
•
распознавать исламскую символику, объяснять своими словами
её смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
•
рассказывать о художественной культуре в исламской традиции,
религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
•
излагать основные исторические сведения о возникновении
исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль
ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исламского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами
понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей
в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•

выражать
своими
словами
понимание
человеческого
достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовнонравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность
умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской
религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь,
ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с
неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность);
основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни,
цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности
всех поступков; значение понятий
«правильное воззрение» и «правильное действие»; первоначальный
опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций буддийской этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде
(буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и
нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с
ценностью человеческой жизни и бытия;
•
рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле
принятия, восьмеричном пути и карме;
•
рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма,
нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
•
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
•

раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к
отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских
семейных ценностей;
•
распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами
её смысл и значение в буддийской культуре;
•
рассказывать о художественной культуре в буддийской
традиции;
•
излагать основные исторические сведения о возникновении
буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами
объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России,
российской культуры и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
•
выражать
своими
словами
понимание
свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать
своими
словами
понимание
человеческого
достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовнонравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•

выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей,
борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей
(прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое
правило нравственности» в иудейской религиозной традиции;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об
основных принципах иудаизма;
•
рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о
Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях,
молитвах;
•
рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах,
нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
•
рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх,
включая
Рош-а-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
•
раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к
отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских
традиционных семейных ценностей;
•
распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами
её смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;
•
рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции,
каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
•

излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма
на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в
становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю
установкуличности, поступатьсогласносвоейсовести;
•
выражать
своими
словами
понимание
свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать
своими
словами
понимание
человеческого
достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовнонравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы религиозных культур народов России» должны отражать
сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
•

рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в
традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг,
свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в
религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме,
иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных
традициях;
соотносить нравственные формы поведения с нравственными
нормами, заповедями в традиционных религиях народов России;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма,
иудаизма; об основателях религий;
•
рассказывать о священных писаниях традиционных религий
народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях
предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы,
раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера);
•
рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений
(храмов) традиционных религий народов России, основных нормах
поведения в храмах, общения с верующими;
•
рассказывать о религиозных календарях и праздниках
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма,
иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);
•
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной
семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о
семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание
отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;
•
распознавать религиозную символику традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по
одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной
культуре;
•
рассказывать о художественной культуре традиционных религий
народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская
танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия,
ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и
поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
•
излагать основные исторические сведения о роли традиционных
религий в становлении культуры народов России, российского общества,
российской государственности;
•

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исторического и культурного наследия традиционных религий
народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
•
выражать
своими
словами
понимание
свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать
своими
словами
понимание
человеческого
достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях
народов России.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
•
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в России;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий
российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность,
•

сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение,
вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в
отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое
правило нравственности»;
•
высказывать суждения оценочного характера о значении
нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;
умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить
примеры;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к
Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества;
уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и
особенностей народов России, российского общества; уважение чести,
достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;
•
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической
памяти народа, общества; российских праздниках (государственные,
народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных
праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных
праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России),
праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников
в жизни человека, семьи;
•
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в
семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья –
союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной
жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях;
любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение
старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных
ценностей;
•
распознавать
российскую
государственную
символику,
символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение
российской государственности, законов в российском обществе, законных
интересов и прав людей, сограждан;
•
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях
трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать
нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду,
трудящимся, результатам труда;

рассказывать о российских культурных и природных памятниках,
о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
•
раскрывать основное содержание российской светской
(гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской
гражданственности и патриотизма в истории России;
•
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исторического и культурного наследия народов России,
российского общества в своей местности, регионе, оформлению и
представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
•
выражать
своими
словами
понимание
свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать
своими
словами
понимание
человеческого
достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской
(гражданской) этике.
•

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов

4 КЛАСС
№
п/п

1

Тема урока

Россия – наша Родина

Кол-во
часов

Деятельность учителя с учетом программы
воспитания

ЭОР/ ЦОР

Раздел 1. Россия — наша Родина – 1ч
Использовать систему условных обозначений при
1 выполнении заданий, рассматривать
http://www.prosv.ru/u
mk/ork
иллюстративный материал, соотносить текст с
иллюстрациями.
Читать и отвечать на вопросы по прочитанному.
Размышлять о роли духовных традиций народов
России, их значении в жизни человека, семьи,
общества, духовном мире человека.
Называть традиционные религии в России, народы
России, для которых традиционными религиями
являются православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Использовать ключевые понятия учебной темы в
устной и письменной речи, применять их при
анализе и оценке явлений и фактов
действительности.
Осознавать ценность дружеских отношений между
людьми.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Раздел 2. Культура и религия. Введение в православную духовную традицию – 2ч
2

Культура и религия.

1

3

Как христианство пришло на
Русь

1

Выделять тему и идею учебного текста,
формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. http://www.prosv.ru/u
mk/ork
Объяснять соотношение культуры и религии,
сущность культуры, значение религии как духовной
http://www.prosv.ru/u
культуры человека, народа, общества.
mk/ork
Рассказывать о том, как человек создаёт культуру;
об истоках русской культуры в православной
религии.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
Достижения.

Раздел 3. Во что верят православные христиане – 4ч
4

Бог, мир, человек

1

5

Библия

1

6

Ошибка первых людей

1

7

Вдали от рая

1

Использовать ключевые понятия темы в
http://www.prosv.ru/u
устной и письменной речи, применять их при
mk/ork
анализе и оценке фактов действительности.
Раскрывать своими словами первоначальные
http://www.prosv.ru/u
представления о мировоззрении (картине мира) в mk/ork
православии, вероучении о Боге­Троице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе http://www.prosv.ru/u
mk/ork
как Спасителе, Церкви.
Пересказывать прочитанное, составлять
http://www.prosv.ru/u
рассказ с введением в него новых фактов;
mk/ork
соотносить прочитанное с личным жизненным
опытом.
Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на
поступки людей, что такое молитва, кто такие
святые, что такое Священное Предание Церкви, что

его составляет, о Священном Писании (Библии),
Ветхом и Новом Заветах.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
Достижения.
Раздел 4. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему - 4ч
8

В ожидании Спасителя

1

9

Десять заповедей

1

10

Благовещение,
Рождество Христово

1

11

Богоявление. Искушение в
пустыне

1

Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие
заповеди Бог дал Моисею.
Анализировать содержание Десяти ветхозаветных
заповедей с религиозной и нравственно­этической
точки зрения.
Рассуждать о возможности и необходимости
соблюдения нравственных норм жизни (свобода,
разум, совесть, доброта, любовь).
Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса
Христа – Заповедях Блаженства, их соотношении с
Десятью ветхозаветными заповедями.
Объяснять понимание в православном
христианстве, кто такой ближний, что означает
любовь к ближнему, как понимается в
православной традиции «золотое правило
нравственности» (поступайте с другими так, как
хотели бы, чтобы с вами поступили), о святости и
святых в православной традиции.
Размышлять и рассуждать на морально­этические
темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.

http://www.prosv.ru/u
mk/ork
http://www.prosv.ru/u
mk/ork
http://www.prosv.ru/u
mk/ork
http://www.prosv.ru/u
mk/ork

Раздел 5. Отношение к труду. Долг и ответственность. -2ч
12

Нагорная проповедь

1

Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с

http://www.prosv.ru/u

13

Евангельские притчи

1

опорой на текст учебника.
mk/ork
Использовать знакомые слова в новом
мировоззренческом контексте.
Рассказывать о грехопадении Прародителей, о
http://www.prosv.ru/u
заповедях, о роли труда в жизни православных
mk/ork
христиан. Устанавливать логическую связь между
фактами; участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с точки зрения
полученных ранее знаний.
Соотносить изученное с примерами из жизни,
литературных произведений. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения.

Раздел 6. Милосердие и сострадание – 2ч
14

Крест

1

15

Пасха

1

Рассуждать о необходимости соблюдения
нравственных норм жизни (заботиться о других,
любить друг друга, сочувствовать, не лениться, не
лгать).
Раскрывать основное содержание нравственных
категорий в православной культуре, традиции
(любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание,
спасение), Заповедей Блаженства.
На примере милосердия и сострадания объяснять
нравственный идеал православной культуры.
Выражать первоначальный опыт осмысления и
нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций православной этики,
понимания милосердия и сострадания в
православной культуре. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения.

http://www.prosv.ru/u
mk/ork
http://www.prosv.ru/u
mk/ork

Раздел 7. Православие в России – 5ч
16

Итоговые учебные проекты

1

17

Итоговые учебные проекты

1

18

Храмы России

1

19

Икона

1

20

Церковнославянский язык

1

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с
опорой на учебный текст.
Осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения заданий.
Рассказывать, как христианство пришло на Русь, о
Крещении Руси равноапостольным князем
Владимиром, почему Русь называют Святой, о
русских святых, житиях святых. Соотносить
содержание текста с иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов, участвовать в
беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения. Уметь рассказывать о праздновании
Крещения Руси, Дней славянской письменности и
культуры.

http://www.prosv.ru/u
mk/ork
http://www.prosv.ru/u
mk/ork
http://www.prosv.ru/u
mk/ork
http://www.prosv.ru/u
mk/ork
http://www.prosv.ru/u
mk/ork

Раздел 8. Православный храм и другие святыни – 3ч
21

Православная молитва

1

22

Церковь

1

23

Причастие

1

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с
опорой на учебный текст.
Осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения заданий. Соотносить содержание
текста с иллюстративным рядом.
Рассказывать о назначении и устройстве
православного храма (собственно храм, притвор,
алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в
храме, общения с мирянами и
священнослужителями, богослужениях в храмах,
Таинствах, о монашестве и монастырях в
православной традиции.

http://www.prosv.ru/u
mk/ork
http://www.prosv.ru/u
mk/ork
http://www.prosv.ru/u
mk/ork

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Раздел 9. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный календарь. Праздники. – 6ч
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с
24
Покаяние
1
http://www.prosv.ru/u
опорой на учебный текст.
Распознавать христианскую символику, объяснять mk/ork
своими словами её смысл и значение в
25
Подвиг
1
http://www.prosv.ru/u
православной культуре.
mk/ork
Рассказывать о художественной культуре в
26
Подвиг
1 православной традиции, о церковном пении,
http://www.prosv.ru/u
иконописи, особенностях икон в сравнении с
mk/ork
картинами.
27
Брак
1 Называть православные праздники, объяснять их http://www.prosv.ru/u
значение (не менее трёх, включая Воскресение
mk/ork
Христово и Рождество Христово), о православных
28
Родители и дети
1 постах, назначении поста в жизни православных
http://www.prosv.ru/u
mk/ork
христиан.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
29
Монашество
1 достижения. Православные праздники:
http://www.prosv.ru/u
mk/ork
«Воскресение Христово (Пасха)», «Рождество
Христово», «День славянской письменности и
культуры», «День семьи, любви и верности».
Раздел 10. Христианская семья и её ценности – 3ч
30

Труд и творчество

1

31

Любовь - вершина добродетелей

1

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с
http://www.prosv.ru/u
опорой на учебный текст.
Рассказывать о традициях заключения брака, о том, mk/ork
что такое православная семья, Таинство
http://www.prosv.ru/u
Венчания, о взаимоотношениях в православной
mk/ork

32

Суд Божий и суд человеческий

1

семье на примерах житий святых, литературных
http://www.prosv.ru/u
произведений.
Размышлять и рассуждать на морально­этические mk/ork
темы.
Раскрывать основное содержание норм отношений
в православной в семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей и
родителей.
Осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с
коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Праздник «День семьи, любви и верности».

Раздел 11. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России. – 2ч
Закреплять и систематизировать представления о
33
Отечество земное и небесное
1 духовных традициях многонационального народа http://www.prosv.ru/u
России, духовном мире человека, религии, религиях mk/ork
народов России, их значении в жизни человека,
34
Итоговое повторение
1
семьи, общества.
Проводить соотношение между религией и
Отечеством, объяснять отношение православных
христиан к Отечеству, защите Родины,
патриотизму.
Отвечать на вопросы, соотносить определения с
понятиями, делать выводы.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34
ПО ПРОГРАММЕ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».