Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это
знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что – то для
себя и друзей. Путешествуя по странам через виртуальные экскурсии, учащихся
заинтересуют уже знакомые образы – Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские
поля, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих – Мавзолей ТаджМахал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в
Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие.
Рабочая программа «Мир путешествий» обладает новизной для учащихся.
Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе.
Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития
международного туризма и услуг – один из видов, которых – знакомство с
достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и
отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук
человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в
современной школе является актуальным и необходимым для изучения.
Цель программы
Цель программы:
• Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию
школьного страноведческого курса раздела.
Задачи программы
Задачи программы:
• вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с
культурными и природными достопримечательностями;
• познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного
Наследия;
• показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
• воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
• расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.
Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них
сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические,
культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции.
Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны –
достопримечательностей природных и созданных руками человека.
Основные формы работы.
Индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка,
конкурс, подвижные и интеллектуальные игры, экскурсии.
Общая характеристика курса
В современной школе в курсах таких образовательных предметов как
«Окружающий мир», «Природоведение», младшие школьники знакомятся с
некоторыми странами, после чего у детей остается много впечатлений. Именно на
основе этого у любознательных младших школьников возникает необходимость в
дополнительном школьном и внешкольном образовании (в рамках кружковых и
факультативных занятий).
Содержание программы направлено на передачу географических знаний для
подготовки учащихся к выбору определенных профессий, связанных с туризмом и
сервисом, международными услугами, экскурсиями.
Результатом успешного прохождения программы может служить участие в
иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.
Каковы же особенности занятий кружка и в чём их отличия от школьных
уроков? Прежде всего, занятия по «Виртуальному путешествию по странам мира»
отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания не учебного характера. Через
Презентации и фильмы, дети узнают историю, культуру, традиции и
достопримечательности стран. И в конце занятия выполняют творческую работу.
Выпускают стенгазету о стране, которую посетили на кружке.
Описание места курса
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов первого года обучения. Курс
включает 1 занятие в неделю, 34 занятия за учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
•
•
•
•
•
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами
поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты: формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и
норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
• умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
• умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
• умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному
приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей
познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность,
определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на
практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
• формирование
и
развитие
посредством
географического
знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий.
Результатом формирования познавательных УУД являются:
• познание окружающего мира и его устойчивого развития;
• освоение системы знаний о природе, населении, стран мира, на основе
которых формируется географическое мышление учащихся;
• использование карты мира.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Предметными результатами являются следующие умения:
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
• освоение системы географических знаний о природе, населении, странах мира:
• использование географических умений:
• находить в различных источниках и анализировать географическую
информацию;
• составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
• использование карт как моделей:
• определять на карте местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
Немаловажное значение в освоении знаний, умений и навыков играет внеурочная
занятость учащихся. Кружки в новой форме создают условия для проявления и
развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения
духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Содержание учебного предмета «Мир путешествий»
Раздел «Путешествие по странам Азии».
Страны Азии (Япония, Китай, Таиланд, Индия), их многообразие, расположение на
карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные
достопримечательности, знаменитые люди стран. Бережное отношение к культурному
населению человечества – долг всего общества и каждого человека.
Раздел «Путешествие по Европе»
Страны Европы (Великобритания, Италия, Франция, Испания, Норвегия, Нидерланды,
Румыния, Чехия, Швейцария, Турция, Германия, Исландия, Греция, Португалия), их
многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры,
экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди стран. Бережное
отношение к культурному населению человечества – долг всего общества и каждого
человека.
Раздел «Путешествие на материк Австралии»
Материк Австралия, его многообразие, расположение на карте, столицы, особенности
природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди
стран. Бережное отношение к культурному населению человечества – долг всего
общества и каждого человека.
Раздел «Путешествие по Африке»
Страны Африки (Египет, Морокко, Алжир, Ангола), их многообразие, расположение
на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные
достопримечательности, знаменитые люди стран. Бережное отношение к культурному
населению человечества – долг всего общества и каждого человека.
Раздел «Путешествие по Южной Америке»
Страны Европы (Бразилия, Колумбия, Парагвай, Чили, Перу), их многообразие,
расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики,
основные достопримечательности, знаменитые люди стран. Бережное отношение к
культурному населению человечества – долг всего общества и каждого человека.
Раздел «Путешествие по Северной Америке»
Страны Европы (США, Ямайка, Куба, Сальвадор, Мексика, Канада), их многообразие,
расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики,
основные достопримечательности, знаменитые люди стран. Бережное отношение к
культурному населению человечества – долг всего общества и каждого человека
Тематический план с указанием основных видов деятельности обучающихся
№
Тема урока
Количество
часов
1
Добро пожаловать в Японию!
2
Добро пожаловать в Китай!
1
3
Добро пожаловать в Таиланд!
1
4
Добро пожаловать в Индию!
1
5
Добро пожаловать в Великобританию!
1
6
Добро пожаловать в Италию!
1
7
Добро пожаловать во Францию!
1
8
Добро пожаловать в Испанию!
1
1
Характеристика видов деятельности обучающихся
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Японии. Знакомятся с традиционной
Японской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Японию
от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Китая. Знакомятся с традиционной
Китайской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Китай от
других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Тайланда. Знакомятся с традиционной
Тайской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Тайланд от
других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Индии. Знакомятся с традиционной
Индийской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Индию
от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Англии. Знакомятся с традиционной
Английской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Англию
от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Италии. Знакомятся с традиционной
Итальянской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать
Италию от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Франции. Знакомятся с традиционной
Французской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать
Францию от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Испании. Знакомятся с традиционной
Испанской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Испанию
9
Добро пожаловать в Норвегию!
1
10 Добро пожаловать в Нидерланды!
1
11 Добро пожаловать в Румынию!
1
12 Добро пожаловать в Чехию!
1
13 Добро пожаловать в Швейцарию!
1
14 Добро пожаловать в Турцию!
1
15 Добро пожаловать в Германию!
1
16 Добро пожаловать в Исландию!
1
17 Добро пожаловать в Грецию!
1
от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Норвегии. Знакомятся с традиционной
Норвежской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать
Норвегию от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Нидерландии. Знакомятся с
традиционной Нидерландской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся
отличать Нидерланды от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Румынии. Знакомятся с традиционной
Румынской
кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать
Румынию от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Чехии. Знакомятся с традиционной
Чешской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Чехию от
других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Швейцарии. Знакомятся с
традиционной Швейцарской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся
отличать Швейцарию от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Турции. Знакомятся с традиционной
Турецкой кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Турцию
от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Германии. Знакомятся с традиционной
Немецкой кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать
Германию от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Исландии. Знакомятся с традиционной
Исландской
кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать
Исландию от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Греции. Знакомятся с традиционной
Греческой кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Грецию
от других стран, находить ее на карте мира.
18 Добро пожаловать в Португалию!
1
19 Добро пожаловать в Австралию!
1
20 Добро пожаловать в Египет!
1
21 Добро пожаловать в Морокко!
1
22 Добро пожаловать в Алжир!
1
23 Добро пожаловать в Анголу!
1
24 Добро пожаловать в Бразилию!
1
25 Добро пожаловать в Колумбию!
1
26 Добро пожаловать в Парагвай!
1
27 Добро пожаловать в Чили!
1
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Португалии. Знакомятся с
традиционной Португальской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся
отличать Португалию от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Австралии. Знакомятся с
традиционной Австралийской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся
отличать Австралию от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Египта. Знакомятся с традиционной
Египетской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Египет
от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Морокко. Знакомятся с традиционной
кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Морокко от других
стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Алжира. Знакомятся с традиционной
Алжирской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Алжир
от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Анголы. Знакомятся с традиционной
кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Анголу от других
стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Бразилии. Знакомятся с традиционной
Бразильской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать
Бразилию от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Колумбии. Знакомятся с
традиционной Колумбийской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся
отличать Колумбию от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Парагвая. Знакомятся с традиционной
кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Парагвай от других
стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Чили. Знакомятся с традиционной
28 Добро пожаловать в Перу!
29 Добро пожаловать в США!
1
1
30 Добро пожаловать в Ямайку!
1
31 Добро пожаловать в Кубу!
1
32 Добро пожаловать в Сальвадор!
1
33 Добро пожаловать в Мексику!
1
34 Добро пожаловать в Канаду!
1
кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Чили от других
стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Перу. Знакомятся с традиционной
кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Перу от других
стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом США. Знакомятся с традиционной
Американской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать
США от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Японии. Знакомятся с традиционной
Японской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Японию
от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Кубы. Знакомятся с традиционной
Кубинской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Кубу от
других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Сальвадора. Знакомятся с
традиционной кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать
Сальвадор от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Мексики. Знакомятся с традиционной
Мексиканской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать
Мексику от других стран, находить ее на карте мира.
Учащиеся знакомятся с культурой, бытом Канады. Знакомятся с традиционной
Канадской кухней, национальными танцами, песнями. Учатся отличать Канаду
от других стран, находить ее на карте мира.
Материально – техническое обеспечение
Мультимедийный проектор.
Компьютер
Электронные карты по географии
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический
словарь)
5. География. Еженедельная методическая газета для учителей географии,
экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, №
20, № 42 – 2004.
6. Журналы:
• «Вокруг Света»;
• «Неугомонные детки вокруг света»;
• «National geographic»;
• «Путешествие по свету».
1.
2.
3.
4.