ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а
четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные
знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание
функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные
универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов:
интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся
коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на
любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов
ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях
(PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в достижении младших школьников:
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства
Поэтому начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных
классах.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Цель программы :создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование
знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном
обществе.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность»является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а
также для принятия соответствующих решений.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю). Программа
курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во
2 -4 классах начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю). Весь курс состоит из
4 блоков : − читательская грамотность (по 8 часов в каждом классе) ; − математическая
грамотность (по 8 часов в каждом классе); − компьютерная грамотность (по 8 часов в каждом
классе); − грамотность в естественных науках (по 8 часов в каждом классе).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему
усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных
текстов.
В 3 классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию
читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию
математической и финансовой грамотности.
В 4 классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию
читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию
математической и финансовой грамотности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление
характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление
картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные
высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и
бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её
свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2 класс
Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и
«научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление
текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение
их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и
истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты,
кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт,
фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав
почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей
корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи, виды
облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы
(выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги.
Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение
их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками.
4 класс
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,
части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности
использования человеком.
Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской
корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды,
распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность,
благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение
различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со
скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками,
умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1 класс
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
2 класс
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
3 класс
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
4 класс
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
•
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
•
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
•
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
•
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№п
/п
Наименование
разделов
и тем программы
Кол- Контро Практ Виды
во
льные ическ деятельности
часов работы ие
работ
ы
1.Блок «Читательская грамотность»
1
Виталий Бианки. 1
0
1
Лис и мышонок
2
3
4
5
6
7
8
Русская народная 1
сказка.
Мороз и заяц
0
Владимир
1
Сутеев. Живые
грибы
Геннадий
1
Цыферов.
Петушок и
солнышко
Михаил
1
Пляцковский.
Урок дружбы
Грузинская
1
сказка. Лев и заяц
0
1
0
1
Русская народная 1
сказка.
Как лиса училась
летать
Евгений Пермяк. 1
0
1
0
1
0
1
0
1
1
Игровая
Виды, форма
контроля
Игра,
практическая
работа
Познавательна Беседа
я
практическая
работа
Научнопознавательна
я
Игровая
Викторина
практическая
работа
Игра
практическая
работа
Познавательна Дискуссия
я
практическая
работа
Деятельность Парная работа
общения
практическая
работа
Познавательна Беседа с
я
обсуждением
практическая
работа
Игровая
Игра
Электронные(циф
ровые)образовател
ьные ресурсы
Портал ИСРО
РАО
http://skiv.instrao.r
u
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);
(http://skiv.instrao.
ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.ru
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
Четыре брата
практическая
работа
Итого по разделу
8
9
Про курочку
1
Рябу, золотые и
простые яйца
10 Про козу, козлят 1
и капусту
11
12
13
14
Про петушка и
жерновцы
1
Как петушок и
курочки делили
бобовые
зёрнышки
Про наливные
яблочки
1
1
Про Машу и трёх 1
медведей
0
1
0
1
0
0
0
0
1
1
1
1
Про старика,
1
0
1
старуху, волка и
лисичку
16 Про медведя,
1
0
1
лису и мишкин
мёд
Итого по разделу
8
3.Блок «Финансовая грамотность»
17 За покупками
1
0
1
15
Познавательна Игра
я
практическа
я работа
Учебная
Беседа
практическа
я работа
Познавательн Парная
ая
работа
практическа
я работа
Познавательн Работа в
ая
группа
практическа
я работа х
Учебная
Беседа
практическа
я работа
Игровая
Игра
Познавательн Беседа с
ая
обсуждение
м
Учебная
Викторина
практическа
я работа
Игровая
18
Находчивый
Колобок
1
0
1
Игровая
19
День рождения 1
Мухи-Цокотухи
0
1
Игровая
Буратино и
карманные
деньги
1
0
Кот Василий
продаёт молоко
1
22
Лесной банк
1
0
1
23
Как мужик и
1
медведь прибыль
делили
Как мужик
1
0
1
0
1
20
21
24
0
1
1
Игра
практическа
я работа
Квиз
практическа
я работа
Работа в
группах
Познавательна Работа в
я
парах
практическа
я работа
Деятельность Игра
общения
практическа
я работа
Познавательна Беседа
я
практическа
я работа
Познавательна Беседа с
я
обсуждение
м
Учебная
Работа в
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.r
u
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.r
u
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.ru
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.r
u
Портал
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.r
золото менял
Итого по разделу
25 Как Иванушка
хотел попить
водицы
парах
8
1
0
26 Пятачок, Винни- 1
Пух и воздушный
шарик
0
27 Про репку и
другие
корнеплоды
28 Плывёт, плывёт
кораблик
0
1
1
1
1
0
1
1
0
30 Как делили
апельсин
1
0
1
31 Крошка Енот и 1
Тот, кто сидит в
пруду
32 Иванова соль
1
0
1
Владимир
1
Сутеев. Яблоко.
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
НаучноПроведение
познавательна опыта
я
практическа
я работа
Познавательна Работа в
я
парах
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
Портал ИСРО
РАО
http://skiv.instrao.r
u
29 Про Снегурочку 1
и превращения
воды
33
u
0
0
1
1
1
Игровая
Викторина
практическа
я работа
НаучноБеседа с
познавательна обсуждение
я
м
Проведение
опыта
практическа
я работа
НаучноБеседа
познавательна практическа
я
я работа
Игровая
Игра
практическа
я работа
Познавательна Игра
я
практическа
я работа
Игровая
Игра
практическа
я работа
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
Портал ИСРО
РАО
http://skiv.instrao.r
u
Игровая
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.r
u
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.r
u
9
33
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА
№п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Колво
часо
в
Контр
ольны
е
работ
ы
Практи
ческие
работы
1
Михаил
Пришвин.
Беличья память
1
0
1
Виды
деятельности
Сформировать
установку на
активное
участие в
решении
практических
задач,
осознанием
важности
образования.
Виды,
форма
контро
ля
Электронные (
цифровые)
образовательные
ресурсы
Беседа,
практичес (РЭШ, https://fg.r
кая
esh.edu.ru/);
работа
2
Про беличьи
запасы
1
0
1
3
Беличьи
деньги
1
0
1
4
Про белочку и
погоду
1
0
5
И. СоколовМикитов.
В берлоге
1
0
Медвежье
потомство
1
6
Развить
мотивацию к
целенаправленно
й социально
значимой
деятельности;
стремление быть
полезным.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Викторин
а
(http://skiv.instrao
практичес .ru/);
кая
работа
1
Развить интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт успешного
межличностного
общения.
Парная
работа
(РЭШ, https://fg.r
практичес esh.edu.ru/);
кая
работа
1
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Самостоя
т. работа
1
Повреждённые и 1
фальшивые
деньги
0
8
Лесные
сладкоежки
1
0
1
9
Лев Толстой.
Зайцы
1
0
1
10
Про зайчат и
зайчиху
1
0
1
7
1
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развивать
активное
участие в
коллективных
учебноисследовательск
их, проектных и
других
Дискусси
я
Беседа с
обсужден
ием
практичес
кая
работа
Мозговой
штурм
практичес
кая
работа
Квиз
практичес
кая
работа
http://skiv.instrao.
ru
(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.
ru
Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.r
кая
esh.edu.ru/);
работа
Работа в
(РЭШ, https://fg.r
группах
практичес esh.edu.ru/);
кая
работа
творческих
работах
11
Банковская
карта
1
0
1
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.Пр
оведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Игра
http://skiv.instrao.
практичес ru
кая
работа
12
Про Зайчишку и
овощи
1
0
1
13
Николай
Сладков.
Весёлая игра
1
0
1
Развить интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт успешного
межличностного
общения.
http://skiv.instrao.
Работа в
ru
паре
практичес
кая
работа
14
Лисьи забавы
1
0
1
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.r
кая
esh.edu.ru/);
работа
15
Безопасность
денег на
банковской
карте
1
0
1
Развить интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт успешного
межличностного
общения.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
http://skiv.instrao.
Парная
ru
работа
практичес
кая
работа
16
Лисьи норы
1
0
1
Развивать
активное
участие в
коллективных
учебноисследовательск
их, проектных и
других
творческих
работах
http://skiv.instrao.
Работа в
ru
группах
практичес
кая
работа
17
Обыкновенные
кроты
1
0
1
Проведение
простых
исследований и
анализ их
Беседа
http://skiv.instrao.
практичес ru
кая
работа
Самост.ра
бота
http://skiv.instrao.
ru
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Выдвижение
идей и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Выдвижение
идей и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности:
18
Про крота
1
0
1
Игра
практичес (РЭШ, https://fg.r
кая
esh.edu.ru/);
работа
19
Про кредиты
1
0
1
20
Корень – часть
растения
1
0
1
21
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
1
0
1
Развивать
активное
участие в
коллективных
учебноисследовательск
их, проектных и
других
творческих
работах
http://skiv.instrao.
Работа в
ru
группах
практичес
кая
работа
22
Про ежа
1
0
1
Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.r
кая
esh.edu.ru/);
работа
23
Про вклады
1
0
1
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи.
Игра
практичес (РЭШ, https://fg.r
кая
esh.edu.ru/);
работа
Самост.
работа
(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);
Игра
http://skiv.instrao.
практичес ru Портал ИСРО
кая
РАО
работа
http://skiv.instrao.
ru
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
24
Занимательные
особенности
яблока
1
0
1
Развить интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт успешного
межличностного
общения.
http://skiv.instrao.
Парная
ru
работа
практичес
кая
работа
25
Полевой
хомяк
1
0
1
Беседа,
игра
26
Про полевого
хомяка
1
0
1
27
Ловушки для
денег
1
0
1
28
Про хомяка и
его запасы
1
0
1
29
Про бобров
1
0
1
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию
.Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
30
Бобры-
1
0
1
Развить
Работа в
(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);
Викторин http://skiv.instrao.
а
ru
практичес
кая
работа
Игра
практичес (РЭШ, https://fg.r
кая
esh.edu.ru/);
работа
Самост.
работа
(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);
Беседа
http://skiv.instrao.
практичес ru
кая
работа
строители
активное
участие в
коллективных
учебноисследовательск
их, проектных и
других
творческих
работах.
группе
(РЭШ, https://fg.r
практичес esh.edu.ru/);
кая
работа
31
Такие
разные деньги
1
0
1
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи
Игра
http://skiv.instrao.
практичес ru
кая
работа
32
Материал для
плотин
1
0
1
Развить интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт успешного
межличностного
общения.
http://skiv.instrao.
Работа в
ru
паре
практичес
кая
работа
33,
34
Позвоночные
животные
1
0
1
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.r
кая
esh.edu.ru/);
работа
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
№ п/п
Наименование
разделов
и тем
программы
Колво
часо
в
1
Про дождевого
червяка
1
Контр
о
льные
работ
ы
0
2
Дождевые черви
1
0
Практи Виды
ческие деятельности
работы
1
1
Сформировать
установку на
активное участие
в решении задач,
осознанием
важности
образования.
Проведение
простых
Виды,
форма
контрол
я
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Беседа,
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)
Викторина
практичес (http://skiv.instrao.r
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
кая работа u/);
3.
Кальций
1
0
1
4.
Полезный кальций 1
0
1
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Парная
работа
(РЭШ, https://fg.res
практичес h.edu.ru/)
кая работа
5.
Сколько весит
облако
1
0
1
Самостоят
. работа
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/
6.
Про облака
1
0
1
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Хлеб – всему
голова
1
8.
Про хлеб и
дрожжи
1
0
1
9
Про мел
1
0
1
10.
Интересное
вещество – мел.
1
0
1
11.
Про мыло
1
0
1
7.
0
1
Развивать
активное участие в
коллективных
учебноисследовательских
, проектных и
других творческих
работах
Проведение
простых
исследований и
анализ их
Дискуссия http://skiv.instrao.ru
практичес
кая работа
Беседа с
обсуждени
ем
практичес
кая работа
Беседа
практичес
кая работа
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/)
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/)
Игра
http://skiv.instrao.ru
практичес
кая работа
Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/);
Работа в
группах
(РЭШ, https://fg.res
практичес h.edu.ru/);
кая работа
Игра
http://skiv.instrao.ru
практичес
кая работа
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
12.
Чем интересно
мыло и как оно
«работает»
1
0
1
13
История свечи
1
0
1
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Работа в
паре
(РЭШ, https://fg.re
практичес sh.edu.ru/
кая работа
14.
Про свечи
1
0
1
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)
15.
Магнит
1
0
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Парная
http://skiv.instrao.ru
работа
практичес
кая работа
Развивать
активное участие в
коллективных
учебноисследовательских
, проектных и
других творческих
работах
Работа в
http://skiv.instrao.r
группах
u
практичес
кая работа
1
16.
Волшебный
магнит
1
0
1
17.
Проверочная
работа
1
1
0
18.
Что такое
«бюджет»
1
0
1
19.
Расходы и доходы 1
бюджета
0
1
Выполнение
заданий по
заданной
инструкции.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Выдвижение
идей и
обсуждение
различных
способов
Групповая http://skiv.instrao.r
работа
u
практичес
кая работа
Самостоят http://skiv.instrao.r
ельная
u
работа
Игра
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)
Игра
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)
20.
21.
Семейный бюджет 1
Планируем
1
семейный бюджет
0
0
1
1
проявления
креативности.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Выдвижение
Беседа
идей и
практичес
обсуждение
кая работа
различных
способов
проявления
креативности.
Работа в
Развивать
активное участие в группах
практичес
коллективных
кая работа
учебно-
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/)
http://skiv.instrao.r
u
исследовательских
, проектных и
других творческих
работах. Развитие
интереса к
сотрудничеству.
22.
Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата.
1
0
1
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)
23.
Подсчитываем
семейный доход
1
0
1
24.
Откуда в семье
берутся деньги.
Пенсия и
социальные
доходы.
1
0
1
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Парная
http://skiv.instrao.r
работа
u
практичес
кая работа
25.
Пенсия и пособия 1
0
1
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
Беседа,
игра
(РЭШ, https://fg.res
практичес h.edu.ru/)
кая работа
Игра
http://skiv.instrao.ru
практичес
кая работа http://skiv.instrao.r
u
значений данных
понятий.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
26.
Откуда в семье
1
берутся деньги?
Наследство, клад,
выигрыш.
0
1
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Групповая http://skiv.instrao.r
работа
u
27.
Подсчитываем
случайные
нерегулярные
доходы
1
0
1
Игра
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)
28.
На что тратятся
1
семейные деньги?
0
1
29.
Подсчитываем
расходы
1
0
1
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.Исп
ользовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи
30.
На что тратятся
1
семейные деньги?
Обязательные
платежи.
0
1
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Работа в
паре
(РЭШ, https://fg.res
практичес h.edu.ru/)
кая работа
31.
Расходы на
обязательные
платежи.
0
1
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
Беседа
http://skiv.instrao.r
практичес u
кая работа
1
Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)
Игра
http://skiv.instrao.r
практичес u
кая работа
32.
Как сэкономить 1
семейные деньги?
0
1
33.
Подсчитываем
сэкономленные
деньги
0
1
Проверочная
работа
Итого по разделу
34.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
задачи.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Выполнение
Самостоят http://skiv.instrao.r
действий по
ельная
u
заданной
работа
инструкции
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/)
1
34
34
1
1
http://skiv.instrao.r
u
0
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Наименование
разделов
и тем
программы
Старинная
женская одежда
Колво
часо
в
1
Старинные
женские головные
уборы
1
Старинная
мужская одежда и
головные уборы
1
Жилище
крестьянской
семьи на Руси
1
Контр
о
льные
работ
ы
0
Практи Виды
ческие деятельности
работы
1
1
0
0
1
1
Сформировать
установку на
активное участие в
решении
практических
задач, осознанием
важности
образования.
Развить
мотивацию к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности;
стремление быть
полезным.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
Виды,
форма
контрол
я
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Беседа.
Практическ
(РЭШ, https://fg.res
ая работа.
h.edu.ru/);
Викторина
Практическ
(http://skiv.instrao.r
ая работа.
u/);
Дискуссия.
Портал ИСРО
Практическ
РАО
ая рабоата.
http://skiv.instrao.ru
Парная
работа.
(РЭШ, https://fg.res
Практическ
h.edu.ru/);
ая работа.
общения.
Внутреннее
убранство и
предметы обихода
русской избы
1
Внутреннее
убранство и
предметы обихода
русской избы.
1
7.
История посуды
на Руси
1
0
1
8.
Какие деньги были
раньше в России
1
0
1
5.
6.
9
10.
11.
Томат
Болгарский перец
Картофель
1
1
1
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
12.
Баклажан.
Семейство
Паслёновые
1
0
1
13
Лук
1
0
1
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Самостоят.
работа
Беседа с
обсуждение
(РЭШ, https://fg.res
м.
h.edu.ru/);
Мозговой
штурм
(РЭШ, https://fg.res
Практическ
h.edu.ru/);
ая работа
Квиз
Портал ИСРО
Практическ
РАО
ая работа
http://skiv.instrao.ru
Беседа.
Работа в
паре.
Развивать активное Работа в
группах
участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.Пров
едение простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);
Игра
Портал ИСРО
Практическ
РАО
ая работа
http://skiv.instrao.ru
Самост.раб РЭШ, https://fg.res
ота
h.edu.ru/);
Работа в
РЭШ, https://fg.res
паре
h.edu.ru/);
Практическ
ая работа
общения.
14.
Капуста
1
0
1
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Беседа
Практическ
(РЭШ, https://fg.res
ая работа
h.edu.ru/);
15.
Горох
1
0
1
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения. Оценивать
результаты своей
деятельности.
Парная
http://skiv.instrao.ru
работа
Практическ
ая работа
16.
Грибы
1
0
1
Развивать активное
участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах
Работа в
http://skiv.instrao.r
группах
u
Практическ
ая работа
17.
Творческая работа
1
0
1
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.Выдв
ижение идей и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Выдвижение идей
и обсуждение
различных
способов
проявления
креативности:
18.
19.
20.
Потребительская
корзина
Потребительская
корзина
Прожиточный
минимум
1
1
1
0
0
0
1
1
Практическ
Портал ИСРО
ая работа.
РАО
http://skiv.instrao.r
u
Игра
Практическ
(РЭШ, https://fg.res
ая работа
h.edu.ru/);
Игра
Практическ
(РЭШ, https://fg.res
ая работа
h.edu.ru/);
Самост.
работа
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);
21.
Инфляция
1
0
1
22.
Распродажи,
скидки, бонусы
1
0
1
23.
24.
Распродажи,
скидки, бонусы
1
Благотворительнос
ть
1
0
0
1
1
Развивать активное
участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи
Работа в
http://skiv.instrao.r
группах
u
Практическ
ая работа
Беседа
Портал
Практическ
Российской
ая работа
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);
Выявлять и
Игра
анализировать
Практическ
финансовую
ая работа
информацию.Испо
льзовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи. Оценивать
результаты своей
деятельности.
Парная
Развить интерес к
работа
сотрудничеству.
Практическ
Приобрести опыт
ая работа
успешного
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.r
u
http://skiv.instrao.r
u
межличностного
общения.
25.
Страхование
1
0
1
26.
В бассейне
1
0
1
27.
Делаем ремонт
1
0
1
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Выявлять и
Беседа,
игра
(РЭШ, https://fg.res
Практическ
h.edu.ru/);
ая работа
Викторина http://skiv.instrao.r
Практическ u
ая работа
Игра
Портал
анализировать
финансовую
информацию.Испо
льзовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи. Оценивать
результаты своей
деятельности.
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Практическ Российской
ая работа электронной
школы
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);
28.
Делаем ремонт
1
0
1
29.
Праздничный торт
1
0
1
30.
Обустраиваем
участок
1
0
1
Развить активное
участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах.
31.
Поход в кино
1
0
1
Выявлять и
Игра
анализировать
Практическ
финансовую
ая работа
информацию.Испо
льзовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи
Работа в
Развить интерес к
паре. Игра
сотрудничеству.
Практическ
Приобрести опыт
ая работа
успешного
32.
Поход в кино
1
0
1
Самост.
Работа
(РЭШ, https://fg.res
Практическ
h.edu.ru/);
ая работа
Беседа.
http://skiv.instrao.r
Практическ u
ая работа
Работа в
группе
(РЭШ, https://fg.res
Практическ
h.edu.ru/);
ая работа
Портал ИСРО
РАО
http://skiv.instrao.r
u
http://skiv.instrao.r
u
межличностного
общения.
33.
Отправляемся в
путешествие
1
0
1
Использовать
информацию из
текста для
решения
Беседа.
Игра
(РЭШ, https://fg.res
Практическ
h.edu.ru/)
ая работа
34.
Составляем
словарик по
финансовой
грамотности
Итого по разделу
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
0
1
практической
задачи. Оценивать
результаты своей
деятельности.
Выдвижение идей и Игра
http://skiv.instrao.r
обсуждение
Практическ u
различных
ая работа
способов
проявления
креативности.
34
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskayagramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в
руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по
ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ
ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriyafunktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного
учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»
(https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный институт качества образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор,
демонстрационный экран