Пояснительная записка
В настоящее время в Российской Федерации продолжает оставаться высоким уровень
детского дорожно-транспортного травматизма. Анализ аварийности по времени суток показал, что
наибольшее количество ДТП с участием детей происходит с 16:00 до 18:00. Самыми аварийными
днями недели являются среда и пятница. По возрастному показателю 34,8% от общего количества
детей и подростков, пострадавших в ДТП составляют обучающиеся образовательных учреждений
в возрасте от 10 до 14 лет; 24,6% – дети начального школьного возраста 6-10 лет; 20,3% – дети
дошкольного возраста от одного года до шести лет; 18,6% – дети в возрасте от 14 до16 лет; 1,7% –
дети в возрасте до одного года.
В большинстве случаев дорожных трагедий виновными становятся дети младшего школьного
возраста. Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:
• переход дороги перед близко идущим транспортом;
• переход дороги в неустановленном месте;
• неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, из-за деревьев,
сооружений;
• нарушение правил дорожного движения велосипедистами;
• игра на проезжей части дороги.
Таким образом, проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма
особенно актуальна в настоящее время.
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» составлена на основе Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной
программы внеурочной деятельности В. А. Горского, с учетом «Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования»,
установленных федеральным образовательным стандартом НОО, программой духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего
образования и основной образовательной программой образовательного учреждения.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданско-правовой
позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Данная программа является модифицированной, представляет собой определенную
систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на
принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего
воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Реализация программного содержания предполагает использование разнообразных форм
организации занятий:
• работа с дидактическим материалом;
• игровые задания;
• встречи с сотрудниками ГИБДД, медицинскими работниками;
• практические, теоретические занятия;
• викторины, олимпиады, конкурсы, занятия-путешествия, акции, презентации,
выставки, проекты, праздники, соревнования;
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных
ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах,
площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы и т.п.).
Цель программы: создание условий по формированию личности младшего школьника с
присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами
деятельности и поведения по вопросам дорожной безопасности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
• изучать правила дорожного движения;
• -прививать навыки дорожной грамотности и дорожной безопасности;
• знакомить с историей возникновения транспортных средств;
• систематизировать и обобщить знания обучающихся о видах дорожных знаков, их
назначении и использовании, о правилах перехода улиц, правилах пользования
общественным транспортом и езды на велосипеде;
• создавать условия, способствующие развитию познавательного интереса
обучающихся, расширению их кругозора;
• воспитывать ответственность, дисциплинированность, стремление сознательно
выполнять правила дорожного движения.
Место курса внеурочной деятельности
Программа “ Юные инспекторы дорожного движения” разработана для обучающихся
1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
В 1 классе 33 занятия в год, во 2-4 классах 34 занятия в год. Занятия проводятся во
второй половине дня. Для обучающихся 1 класса продолжительность занятий в I полугодии
— 35 минут, начиная со II полугодия - 40 минут.
Во 2-4 классах продолжительность занятий 45 минут.
Для организации работы по программе используются различные формы организации
деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная. Программой предусмотрены
теоретические и практические занятия.
Формы проведения занятий разнообразны.
Содержание курса
1. Понятие об участниках дорожного движения
• Мы идём по тротуару.
• Правила поведения на тротуаре.
• Элементы улиц и дорог.
• Дорожная разметка и дорожные знаки.
• Светофор трёхглазый.
• Сигналы светофора и регулировщика.
• Игра «Наш друг Светофор».
• Конкурс «Школа светофорных наук».
• Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по
конкретным дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
• Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка».
• Правила для пешеходов и водителей транспортных средств.
• Игра «Я – пешеход».
• Виды перекрёстков и правила разъезда на них.
•
•
•
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Ответственность за нарушение правил.
Сказочное путешествие «Дорожные приключения Бабы-Яги».
Практическая работа: разбор действий пешеходов в конкретных дорожных
ситуациях.
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
• Сказка «Как пешеход получил колёса».
• Транспорт.
• Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных
перекрёстках.
• Правила движения для велосипедистов.
• Порядок движения группы велосипедистов.
• Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения
мест.
• Интегрированное занятие (математика + ПДД)
• «Правила дорожного движения достойны уважения».
• Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в
конкретных дорожных ситуациях.
Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения
• Назначение основных частей велосипеда.
• Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда.
• Приёмы безопасного падения.
• Практическая работа: освоение приёмов профилактических работ велосипеда.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
• Сказка «О правилах дорожного движения».
• Изучение правил дорожного движения.
• Переход проезжей части дороги в разное время года.
• Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
• Беседа с работником ГИБДД.
• Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?»
Мы – пассажиры, обязанности пассажира.
• Правила поведения в транспорте.
• Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
• Состав и назначение автоаптечки.
• Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим
в дорожно-транспортном происшествии.
• Обработка ран и способы остановки кровотечения.
• Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.
• Правила транспортировки пострадавших.
• Игра «Скорая помощь».
• Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой
доврачебной помощи пострадавшему.
Тестирование по правилам дорожного движения.
• Вручение сертификата «Юный инспектор дорожного движения».
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.).
• знания о правилах дорожного движения;
• знания о правилах оказания первой медицинской помощи;
• знания о моральных нормах и правилах поведения;
• начальные представления о правах и обязанностях участников дорожного
движения;
• понимание сущности основных социальных ролей: пешеход, пассажир,
водитель, участник дорожного движения;
• понимание обучающимися ценности человеческой жизни, здоровья,
справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства,
милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
• соблюдение правил дорожного движения, способность руководствоваться ими в
практической деятельности;
• умение сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• выполнение возложенных на обучающегося обязанностей участника дорожного
движения (пешехода, пассажира, водителя);
• осознание ответственности за жизнь и здоровье себя, товарища, незнакомого
человека, как участников дорожного движения;
• соблюдение правил поведения в общественном транспорте;
• умение водить велосипед согласно требованиям ПДД.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного
общественного действия.
• приобретение опыта ролевого взаимодействия и реализации ПДД;
• накопление личного опыта участия в проектах, акциях и других мероприятиях
по вопросу ПДД;
• высокий уровень самосознания, самодисциплины;
• участие в конкурсах, играх, олимпиадах и т.п. разной направленности и разного
уровня (муниципального, регионального, федерального, международного);
• умение пользоваться правами и обязанностями участников дорожного движения;
• активная жизненная позиция.
Система отслеживания и оценивания ожидаемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг
эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-4 классах (декабрь,
май).
Формы и средства контроля:
•
•
•
мониторинг участия в планируемых школой делах и мероприятиях, в различных
мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного
уровней;
тестирование по правилам дорожного движения;
викторины, конкурсы, олимпиады.
Тематическое планирование 1 класс
1 час в неделю (33часа в год)
№
п/п
№
занятия в
теме
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
8
9
9
10
10
11
12
1
2
13
3
14
4
15
5
16
6
17
1
18
2
19
3
Тема занятия
Теоретические
Практические
Примечание
Понятие об участниках дорожного движения (10 ч)
Мы идём по тротуару.
1
Правила поведения на тротуаре.
1
Элементы улиц и дорог.
1
Дорожная разметка.
1
Дорожные знаки.
1
Светофор трёхглазый.
1
Элементы улиц и дорог.
1
Сигналы светофора и
1
регулировщика.
Игра «Наш друг Светофор».
1
Конкурс «Школа светофорных
1
наук».
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (6 ч)
Дорога – не место для игр.
1
Сказка «Волшебная горка».
1
Правил для пешеходов и
1
водителей транспортных средств.
Игра «Я – пешеход».
1
Виды перекрёстков и правила
1
разъезда на них.
Ответственность за нарушение
1
правил.
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста(3ч)
Сказка «Как пешеход получил
1
колёса». Транспорт.
Правила движения для
1
велосипедистов.
Правила движения для
1
велосипедистов.
Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения (2ч)
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Назначение основных частей
1
велосипеда.
Физические основы устойчивости
2
двухколёсного велосипеда.
1
Приёмы безопасного падения.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта (4ч)
Сказка «О правилах дорожного
1
1
движения».
Изучение правил дорожного
2
1
движения.
Переход проезжей части дороги в
разное время года. Разбор
3
реальных ситуаций, имеющих
1
место в практике дорожного
движения.
Беседа с работником ГИБДД.
4
Игра «Знаете ли вы правила
1
дорожного движения?».
Мы – пассажиры, обязанности пассажира(6ч)
1
Правила поведения в транспорте.
1
Закрепление правил поведения в
2
1
транспорте.
Правила безопасного поведения
3
в автомобильном транспорте, в
1
автобусе.
Правила безопасного поведения
4
в железнодорожном
1
транспорте.
Правила безопасного поведения
5
1
в самолёте.
Правила безопасного поведения
6
1
на водном транспорте.
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1ч)
Состав и назначение автоаптечки.
1
Обработка ран и способы
1
остановки кровотечения.
Тестирование по правилам дорожного движения (1ч)
Тестирование по правилам
дорожного движения.
1
1
Вручение сертификата «Юный
инспектор дорожного движения».
1
Тематическое планирование 2-4 класс
1 час в неделю (34 часа в год)
№
п/п
№
занятия в
теме
1
1
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
8
9
9
10
10
11
1
12
2
13
3
14
4
15
5
16
6
17
1
18
2
19
3
20
1
Тема занятия
Теоретические
Практические
Примечание
Понятие об участниках дорожного движения (10 ч)
Мы идём по тротуару.
Безопасный путь в школу, из
1
школы домой.
Правила поведения на тротуаре.
1
Элементы улиц и дорог.
1
Дорожная разметка.
1
Дорожные знаки.
1
Перекрёстки и их виды.
1
Элементы улиц и дорог.
1
Сигналы светофора и
1
регулировщика.
Игра «Я - пешеход».
1
Конкурс «Школа светофорных
1
наук».
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (6 ч)
Дорога – не место для игр.
1
Конкурс рисунков на тему
«Соблюдай правила дорожного
1
движения»
Правила для пешеходов и
1
водителей транспортных средств.
Игра «Я – пешеход».
1
Виды перекрёстков и правила
1
разъезда на них.
Ответственность за нарушение
1
правил.
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста(3ч)
Сказка «Как пешеход получил
1
колёса». Транспорт.
Правила движения для
1
велосипедистов.
Правила движения для разного
1
вида транспорта.
Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения (2ч)
Назначение основных частей
1
велосипеда.
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Физические основы устойчивости
2
двухколёсного велосипеда.
1
Приёмы безопасного падения.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта (4ч)
Изучение правил дорожного
1
1
движения.
Переход проезжей части дороги в
разное время года. Разбор
2
реальных ситуаций, имеющих
1
место в практике дорожного
движения.
Места для игр и катания на
самокатах, детских
3
1
велосипедах, лыжах, санках,
коньках.
Беседа с работником ГИБДД.
Игра «Знай правила дорожного
4
1
движения как таблицу
умножения».
Мы – пассажиры, обязанности пассажира(6ч)
1
Правила поведения в транспорте.
1
Правила безопасного поведения
2
в автомобильном транспорте, в
1
автобусе.
Правила безопасного поведения
3
1
в железнодорожном транспорте
Правила безопасного поведения
4
в самолёте и на водном
1
транспорте.
Безопасная поза при аварийной
5
1
ситуации в транспорте.
Правила безопасного поведения
6
на улице вблизи транспортных
1
средств.
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1ч)
Состав и назначение автоаптечки.
1
Обработка ран и способы
1
остановки кровотечения.
Классификация возможных травм
и первая доврачебная помощь
2
1
пострадавшим в дорожнотранспортном происшествии.
Тестирование по правилам дорожного движения (1ч)
Тестирование по правилам
1
1
дорожного движения.
Вручение сертификата «Юный
инспектор дорожного движения».
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы для ученика
• Помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной
платформе (в том числе раздаточный материал и т.д.).
Методические материалы для учителя
• Методические материалы.
• Демонстрационные материалы по теме занятия.
• Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для
использования на занятии
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы интернета
• Образовательная платформа
Учебное оборудование
• Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет).
• Компьютерные мыши
• Клавиатуры
Учебное оборудование для проведения лабораторных работ, практических работ и
демонстраций
• Мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная
панель