1. Содержание логопедических занятий
Диагностическая деятельность
1. Работа по выявлению обучающихся, нуждающихся в логопедической
помощи.
2. Обследование обучающихся, анализ результатов.
Коррекционно-развивающие
направления
логопедического
сопровождения:
1.
Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с
расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире.
2.
Развитие связной речи: формирование и совершенствование
целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия
употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений,
внятности и выразительности речи, способности к творческому высказыванию,
умению строить связный письменный рассказ, развитие текстовой деятельности
учащихся.
3.
Формирование у детей направленности на звуковую строну речи;
развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него
отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и
произнесению.
4.
Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области
русского языка: развитие способности у ребенка на основе собственного опыта
выделять существенные признаки двух основных групп русского языка - гласных
и согласных.
5.
Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для
развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и
обобщать явления языка.
6.
Пролонгирование логопедического сопровождения на второй
ступени обучения по коррекции дизорфографии.
Характерными особенностями коррекционно-логопедической работы с
детьми с ЗПР является обязательное систематическое и многократное
повторение, которое обусловлено особенностями процессов памяти таких детей
и направлено на отработку и воспроизведение полученных представлений и на
более прочное усвоение знаний.
Основными темами логопедической коррекции, которые требуют
тщательной отработки и многократного повторения, являются такие:
•
«Речь»
•
«Слово»
•
«Предложение»
«Звук»
•
«Звуки речи»
•
«Гласные и согласные»
•
«Звонкие и глухие»
•
«Твердые и мягкие»
•
«Слоговой состав слова».
Данные темы являются фундаментом в совершенствовании фонетической
системы языка.
Коррекционно-развивающее направление
представлено программой
коррекционно-логопедических занятий «Коррекция устной и письменной
речи обучающихся 1-4 классов с ЗПР».
Данная программа разработана с использованием рекомендаций ведущих
специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н.,
Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.,
Тикуновой Л.И., и с опорой на общеобразовательную программу начальной
школы (1-4 классы) по русскому языку.
Содержание
программы
может
быть дополнено, изменено
в ходе логопедической работы
в
зависимости
от
особенностей
усвоения программного материала обучающимися младших
классов с ЗПР.
Планируемые результаты изучения коррекционного курса
«Логопедические занятия»:
•
По окончании 1 класса обучающиеся должны знать:
- конструкцию предложения;
- основное отличие звука от буквы; - звукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ слова.
Обучающиеся должны уметь:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- отличать гласные звуки и буквы от согласных;
- распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и
шипящие согласные звуки и буквы;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и,
ю, я;
- делить слово на слоги;
- выделять в слове ударный слог;
- правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в
начале, точку в конце предложения;
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- анализировать слова по звуковому составу;
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста,
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово
по составу (несложные случаи);
- писать под диктовку предложения и тексты;
- правильно читать вслух целыми словами;
- соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение,
необходимую интонацию;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать своё отношение к поступку героя, событию; - пересказывать
текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты –
самостоятельно.
- устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
- производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
- дифференцировать звуки по акустическому сходству;
- подбирать к слову родственные слова;
- владеть навыками словообразования и словоизменения;
- подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
- дифференцировать предлоги и приставки;
- составлять распространенные предложения;
- определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в
тексте;
- составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
- должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил
правописания, связанных с полноценными представлениями о
морфологическом составе слова
(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова,
изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости
от существительных); обучающиеся
должны уметь:
- характеризовать звуки русского и родного языков: гласные
ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые
и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс; - находить
главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, точно реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; - сопоставлять и
обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
2. Планируемые результаты
Планируемые результаты уточняют и конкретизируют общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций
организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций
оценки этих результатов. В соответствии с требованиями к результатам ФГОС
НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выделены три
группы планируемых результатов:
•
личностные,
включающие
овладение
обучающимися
с
ограниченными возможностями здоровья компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление их
социальных отношений в различных средах, сформированность мотивации к
обучению и познанию;
•
метапредметные, включающие освоенные обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют
основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями,
приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности;
•
предметные,
включающие
овладение
обучающимися
с
ограниченными возможностями здоровья содержанием каждой предметной и
коррекционноразвивающей области и характеризующие их достижения в
усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической
деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья содержанием каждой предметной
области, характеризуют опыт специфической для предметной области
деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и
умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей
области обеспечивают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
эффективное освоение адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования (АОП ЗПР 7.2.), коррекцию и профилактику
нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.
3. Тематическое планирование
1
№
1
2
3
4
5
6
7
8
класс (34 часа)
Название раздела, темы логопедического
Кол-во
занятия
часов
Диагностическое обследование
Обследование связной речи, словарного
запаса.
Обследование грамматического строя речи,
слоговой структуры слов.
Обследование звукопроизносительной
стороны речи.
Предложение
Знакомство с предложением. Состав
предложения. Связь слов в предложении.
Предлоги. Составление предложений с
предлогами.
Анализ предложения.
Слово
Знакомство со словом. Различение слов,
сходных по звучанию
Обобщающие слова.
Понятие о словах, обозначающих действие
живых и неживых предметов
Дифференциация слов-предметов и
словдействий
1
1
1
1
1
1
1
1
План
Факт.
9
Слова, обозначающие признак предмета
1
Слоговой анализ и синтез слов
10
11
Деление слов на слоги
Слоговой анализ слов
1
1
Звуки речи
12
13
14
15
Гласные первого ряда
Гласные второго ряда
Образование согласных звуков
Дифференциация гласных и согласных звуков
1
1
1
1
Звуковой анализ и синтез слов
16
Звуковой анализ слова.
1
Ударение
17
18
Ударные гласные
Безударные гласные
1
1
Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Звуки [п-п']. Буква П. Звуки
[б-б']. Буква Б.
Дифференциация [б-п] в устной и
письменной речи в слогах и словах.
Выделение [б-п] в предложениях.
Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки
[д-д']. Буква Д.
Выделение звуков [д-т] в слогах и словах.
Выделение [д-т] в предложениях.
Звуки [г-г']. Буква Г.
Звуки [к-к']. Буква К.
Выделение звуков [к-г] в слогах и словах.
Выделение [г-к] в предложениях.
Звуки [с-с']. Буква С. Звуки
[з-з']. Буква 3.
Дифференциация з-с в слогах и словах.
Дифференциация з-с в предложениях.
Звуки [в-в']. Буква В.
Звуки [ф-ф']. Буква Ф.
Дифференциация в-ф в слогах и словах.
Дифференциация в-ф в предложениях.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
30
Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах.
Дифференциация Ш-Ж в предложениях.
Дифференциация [р-л] в предложениях.
Дифференциация [р-л] в слогах и словах.
Связная речь
1
1
32
Пересказ с опорой на серию сюжетных
картин
Составление рассказа по сюжетной картинке
33
Диагностическое обследование
Диагностика уровня речевого развития
1
34
Закрепление пройденного
31
1
1
1
2 класс (34 часа)
№
1
Тема занятия
Обследование речи обучающегося
Кол-во
часов
1
Предложение и слово.
2
Предложение и слово. Анализ предложения.
1
3
Главные члены предложения. Интонационная
законченность предложения.
1
4
Дифференциация слов-предметов и слов1
действий предметов. Слова, обозначающие
признак предмета.
Слогообразующая роль гласного. Ударение.
5
Слогообразующая роль гласных букв. Слоговой
анализ и синтез слова.
1
6
Слог. Деление слов на слоги. Выделение
гласных из ряда звуков, слогов, слов.
1
7
Ударение. Выделение ударного гласного и
1
ударного слога в слове.
8
9
10
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы
Мягкий знак на конце слова.
1
Смыслоразличительная роль мягкого знака на
конце слова.
Мягкий знак в середине слова.
1
Смыслоразличительная роль мягкого знака в
середине слова
Разделительный мягкий знак.
1
План
Факт.
11
12
13
14
15
Дифференциация гласных [а-я] в слогах,
словах и предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [о-е] в слогах,
словах и предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [у-ю] в слогах,
словах и предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [и-ы] в слогах,
словах и предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [ё-ю] в слогах,
словах и предложениях устно и на письме.
1
1
1
1
1
20
Глухие и звонкие согласные. Парные согласные.
Дифференциация [б-п] в устной и письменной
1
речи.
Дифференциация [д-т] в устной и письменной
1
речи.
Дифференциация [г-к] в устной и письменной
1
речи.
Дифференциация [з-с] в устной и письменной
1
речи.
Дифференциация [в-ф] в устной и письменной
1
речи.
21
Дифференциация [ш-ж] в устной и
письменной речи.
16
17
18
19
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства
Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и
1
предложениях, связной речи.
Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и
1
предложениях, связной речи.
Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и
1
предложениях, связной речи.
Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и
1
предложениях, связной речи.
Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства
Дифференциация [б-д] в слогах, словах и
1
предложениях, связной речи
Дифференциация [п-т] в слогах, словах и
предложениях, связной речи
Дифференциация [о-а] в слогах, словах и
предложениях, связной речи
Дифференциация [и-у] в слогах, словах и
Предложениях, связной речи
Дифференциация [л-м] в слогах, словах и
предложениях, связной речи
1
1
1
1
Дифференциация сонорных звуков
31
32
33
34
Дифференциация [л-й] в слогах, словах и
предложениях, связной речи.
Дифференциация [л-р] в слогах, словах и
предложениях, связной речи.
Предлоги
Составление предложений из заданных слов с
предлогами.
1
1
1
Диагностическое обследование
Диагностика уровня речевого развития
1
3 класс (34 часа)
№
1
Тема занятия
Обследование речи обучающегося
Кол-во
часов
1
План
Предложение
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Предложение. Слово.
1
Слоговой анализ и синтез слова
Слогообразующая роль гласных букв.
1
Определение количества слогов в слове.
Составление слов из слогов. Деление слов на
слоги.
Звуки и буквы
Гласные звуки и буквы. Дифференциация
гласных 1 и 2 ряда
Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие
согласные
1
1
1
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака
Обозначение мягкости согласных посредством
буквы Ь. Мягкий знак в середине и конце
1
слова.
Разделительный мягкий знак. Сравнение слов
1
по смыслу и произношению.
Обозначение мягкости с помощью гласных.
Твёрдые и мягкие согласные буквы перед
1
гласными А-Я
Твёрдые и мягкие согласные буквы перед
гласными О-Ё
Твёрдые и мягкие согласные буквы перед
гласными У-Ю
1
1
Факт.
12
13
Твёрдые и мягкие согласные буквы перед
гласными Ы-И
Твёрдые и мягкие согласные перед буквой Е
1
1
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные
14
Непарные глухие согласные Х, Ц, Ч, Щ.
15
Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.
16
17
18
19
20
1
1
Оглушение звонких согласных в середине и в
1
конце слова
Морфологический состав слова
Корень как главная часть слова. Родственные
слова.
Сложные слова. Соединительная гласная О и Е
в середине слова.
Приставка. Префиксальный способ
образования слов.
Суффикс. Суффиксальный способ образования
слов. Окончание.
Безударные гласные
1
1
1
1
21
Безударные гласные в корне
1
22
Безударные гласные в корне. Антонимы.
1
23
Подбор проверочных слов к безударным
гласным в корне.
1
24
25
26
27
28
29
Предлоги и приставки
Соотнесение предлогов и глагольных
приставок. Слова-синонимы.
Слитное написание слов с приставками.
Раздельное написание слов с предлогами
Соотнесение
предлогов
с
глагольными
приставками. «Не» с глаголами
Предложения
Повествовательные предложения.
Использование в речи притяжательных
прилагательных.
Вопросительные предложения. Использование
в речи относительных прилагательных.
Восклицательные предложения. Использование
в речи качественных прилагательных.
Связная речь
1
1
1
1
1
1
31
Пересказ с опорой на серию сюжетных
картинок.
Пересказ с опорой на сюжетную картину
32
Пересказ текста по опорным словам
1
33
Пересказ текста по предметным картинкам.
Проверочная работа.
1
30
34
1
1
Диагностическое обследование
Диагностика уровня речевого развития
1
4 класс (34 часа)
№
1
Тема занятия
Обследование речи обучающегося
Состав слова
2
Состав слова. Корень как главная часть слова.
Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные
суффиксы.
Приставки пространственного и временного
значения.
Окончания.
Безударные гласные
3
4
5
6
7
8
9
Определение безударного гласного в корне,
требующего проверки.
Выделение слов с безударными гласными.
Слова-антонимы.
Согласные звуки и буквы
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
Парные согласные. Оглушение звонких
1
согласных в конце слова.
Оглушение звонких согласных в середине
1
слова.
Словосочетания и предложения
10
11
Выделение словосочетаний из предложений.
Составление предложений из словосочетаний.
Согласование
1
1
12
13
Согласование слов в числе.
1
Согласование слов в роде.
1
Словоизменение прилагательных
План
Факт
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Согласование имени существительного с
именем прилагательным в роде.
Согласование имён прилагательных с именами
существительными по падежам.
Согласование имени существительного с
именем прилагательным в роде.
Словоизменение глаголов
Согласование глаголов с именами
существительными в числе. Контрольное
обследование.
Согласование глаголов с именами
существительными в роде.
Предлоги и приставки
1
1
1
1
1
Раздельное написание глаголов с предлогами,
слитное написание с приставками.
1
Дифференциация предлогов и приставок.
1
Управление. Словоизменение имён существительных по падежам
Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
1
(именительный падеж).
Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего?
1
(родительный падеж).
Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему?
1
(дательный падеж).
Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что?
1
(винительный падеж).
Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем?
1
(творительный падеж).
Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем?
1
(предложный падеж).
Закрепление падежных форм в
1
словосочетаниях и предложениях.
Части речи
Понятие о подлежащем и сказуемом как частях
речи. Составление предложений по вопросам и
2
опорным словосочетаниям.
Связь слов в словосочетаниях и предложениях
Связь слов в словосочетаниях и
предложениях. 1
Разбор словосочетаний. Определение значения.
Связная речь
Составление рассказа из предложений, данных
вразбивку.
Составление рассказа по его началу.
Составление рассказа по данному плану.
1
1
1
34
Диагностическое обследование
Обследование речи обучающегося
1