1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
курс «Ментальная арифметика» для 4 классов общеобразовательного учебного
учреждения разработана на основе:
-требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6
октября 2009 года № 373 (с изменениями ,приказ Минобразования Российской Федерации от
29.12.2014 г. № 1643);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан ина России;
- на основне авторской программы «Ментальная арифметика» Невмятуллина Е.В.2018г.
- на основне учебных пособий Софуоглу Эрташ «Ментальная арифметика. Сложение и
вычитание»; в 2-х частях; издательство: Траст, 2015г.
Актуальность
Программа"Ментальная арифметика» основана на применении уникальной методики
гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая
содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала
ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы
тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым
полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным,
становится простым и понятным.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга
происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко
усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать
значительное влияние на успешное будущее ребенка.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:
• Развитию межполушарного взаимодействия;
• Развитию навыков быстрого счета и наиболее полному раскрытию
интеллектуального и творческого потенциала;
• Развитию уверенности в собственных силах;
• Улучшению внимательности и концентрации внимания;
• Развитию способностей к изучению иностранных языков.
Цели и задачи программы
Целью Программы является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей,
а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование
методики устного счета.
Основные задачи:
1. Развить практические навыки логического мышления обучающихся посредством
задействования совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
2. Улучшить зрительную и слуховую память;
3. Повысить способности к концентрации и внимательность;
4. Развить
творческий
потенциал
обучающегося,
исходя
из его
природных способностей;
5. Повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе интерес к
точным наукам- арифметике и математике.
Основные принципы
Системность
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все
компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
Комплексность
Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной
функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями
возрастного развития.
Постепенность
Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций,
следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий
способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
Индивидуализация темпа работы
Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего
этапа.
Повторяемость
Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и
стратегию реализации функции.
Взаимодействия
Совместное взаимодействие учителя, ребенка и семьи, направленно на создание условий
для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня
познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для
обеспечения полноценного развития ребёнка. Изменение показателей подготовленности
детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 года обучения.
Форма обучения – очная.
Особенности организации
Занятия проводятся по 40 минут в 4 классах 1 раз в неделю.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные: результаты:
У ученика будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
учебной задачи;
готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки
в учебной деятельности и в повседневной жизни;
способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи,
соотносить результат действия с поставленной целью;
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могут быть сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность,
направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать
способы их преодоления.
Ученик получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для
решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных
связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: - выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и
знает, а что нет;
- задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в
совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь.
В результате освоения программы дети должны:
-иметь элементарное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его
конструкции (братья и друзья);
-знать правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования большого и
указательного пальцев;
-уметь правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
-уметь набирать числа (1-10000) на абакусе;
-освоить простое сложение и вычитание на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга», на абакусе;
-освоить комбинированный метод сложения и вычитания.
- иметь конкретные представления о составе многозначных чисел;
- уметь оперировать многозначными числами на абакусе.
В основе Программы лежит модульный подход. Курс состоит из пяти модулей. Каждый
модуль посвящен освоению определённых способов счета и изучаются в определенном
порядке. Каждый последующий модуль базируется на предыдущем. Учебный
3. Содержание учебного курса
В основе Программы лежит модульный подход. Курс состоит из пяти модулей. Каждый
модуль посвящен освоению определённых способов счета и изучаются в определенном
порядке. Каждый последующий модуль базируется на предыдущем.
Наименование дисциплины (модуля)
Коли
чество
часов
1 модуль. «Просто»
11
История возникновения Знакомство с абакусом, с цифрами 0,1,2,3,4,5. Сложение и
вычитание. Счет на абакусе и ментально по данной теме. Интеллектуальная игра
«Ice-breaker» Знакомство с десятками «10-50» включительно, знакомство с
двузначными числами «10-55». Знакомство с цифрами 6,7,8,9. Знакомство с
десятками «60-90» включительно, знакомство с двузначными числами «55-99».
Интеллектуальная игра «Body Code».Знакомство с трехзначными числами «100-500»
включительно. Знакомство с трехзначными числами в пределах от 100 до 555..
Знакомство с трехзначными числами «600-900» включительно. Знакомство с
трехзначными числами в пределах от 600 до 999. Тест по теме «Просто».
2 модуль «Братья»
Знакомство с «Братом 4» однозначные числа. Сложение и вычитание. Знакомство с
«Братом 4» двузначные числа. Знакомство с «Братом 3» однозначные и двузначные
числа. Знакомство с «Братом 2» однозначные и двузначные числа. Знакомство с
«Братом 1» однозначные и двузначные числа. Знакомство с трехзначными числами по
теме «Братья». Тест по теме «Братья».
2 модуль «Друзья»
Знакомство с «Другом 9». Однозначные числа. Сложение и вычитание. Счет на
абакусе и ментально. Знакомство с «Другом 8». Знакомство с «Другом 7». Знакомство
с «Другом 6». Однозначные и двузначные числа. Сложение и вычитание. Счет на
абакусе и ментально. Знакомство с «Другом 5». Знакомство с «Другом 4». Знакомство
с «Другом 3». Знакомство с «Другом 2». Знакомство с «Другом 1». Переход через
«50». Переход через «100». Трехзначные числа. Интеллектуальные игры «Сеносолома», «Фрукты- овощи» из пособия «Brain Fitness». Интеллектуальные игры
«Look Look». Тесты по теме «Друзья».
3
модуль «Брат +Друг»
15
20
10
Знакомство с темой «Брат+Друг 6». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и
ментально.
Знакомство с темой «Брат+Друг 7».
Знакомство с темой «Брат+Друг 8».
Знакомство с темой «Брат+Друг 9». Интеллектуальные игры «Сено-солома»,
«Фрукты- овощи» из пособия «Brain Fitness». Интеллектуальные игры «Look
Look»,
Тест по теме «Брат+Друг».
4
модуль «Анзан»
«Анзан» однозначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.
«Анзан» двузначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.
«Анзан» трехзначные числа. Сложение и вычитание. Интеллектуальные игры
«Робокоп», «33», «Цветные картонки». Тест по теме «Анзан».
12
Материально-техническое обеспечение
Оборудованный учебный кабинет с соответствующей учебно-материальной базой.
-Оборудование и технические средства обучения:
-Столы ученические
-Стулья ученические
-Компьютер с соответствующим программным обеспечением
-Мультимедийный проектор
-Экран
-Акустическая система для использования аудиовидеоматериалов и демонстрации
презентаций, с выходом в интернет
- большой счет-абакус
- маленькие счеты
Информационное обеспечение
Литература:
- учебное пособие Софуоглу Эрташ «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание»; в
2-х частях; издательство: Траст, 2015г
- Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание, 2016, 68 с.
- Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1, 2016, 84с.
- Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 2, 2016, 74с.
- Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2016, 54 с.
Электронные ресурсы:
www.abakus-center.ru
www. advancecenter.kz
ru.wikipedia.org/wiki/Арифметика
Календарно-тематический план внеурочной деятельности
Тема урока
№
1
2
3
4
5-6
7
8
9
10
11
12
13-14
15-16
17
18
19-20
21
1 модуль. «Просто» (11)
Знакомство с абакусом. Знакомство с цифрами 0,1,2,3,4,5.
Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально по данной
теме.
Знакомство с десятками «10-50» включительно, знакомство с
двузначными числами «10-55». Счет на абакусе и ментально по
новой теме. Закрепление пройденной темы
Знакомство с цифрами 6,7,8,9. Знакомство с десятками «60-90»
включительно, знакомство с двузначными числами «55-99».
Счет на абакусе и ментально в пределах новой темы.
Закрепление пройденных тем.
Отработка всех двузначных чисел «10-99». Счет на абакусе и
ментально. Закрепление пройденных тем.
Знакомство с трехзначными числами «100-500» включительно.
Счет на абакусе и ментально. Знакомство с трехзначными
числами в пределах от 100 до 555. Счет только на абакусе в
пределах новой темы. Закрепление пройденных тем. 6
Повторение трехзначных чисел от 100 до 555. Счет ментально.
Закрепление пройденных тем.
Знакомство с трехзначными числами «600-900» включительно.
Счет на абакусе и ментально. Знакомство с трехзначными
числами в пределах от 600 до 999. Счет только на абакусе.
Закрепление пройденных тем.
Повторение всех изученных трехзначных чисел по теме
«Просто». Ментальный счет от 600 до 999. Закрепление
пройденных тем
Подготовка к тестовой работе. Закрепление всех пройденных
тем.
Тест по теме «Просто».
2 модуль «Братья» (15ч)
Знакомство с «Братом 4» однозначные числа. Сложение и
вычитание. Счет на абакусе и ментально по данной теме.
Знакомство с «Братом 4» двузначные числа. Счет на абакусе и
ментально. Закрепление пройденной темы.
Знакомство с «Братом 3» однозначные и двузначные числа.
Счет на абакусе и ментально. Закрепление пройденных тем
Знакомство с «Братом 2» однозначные и двузначные числа.
Счет на абакусе и ментально. Закрепление пройденных тем
Знакомство с «Братом 1» однозначные и двузначные числа.
Счет на абакусе и ментально. Закрепление пройденных тем.
Отработка всех двузначных чисел по теме «Братья». Счет на
абакусе и ментально. Закрепление пройденных тем.
Знакомство с трехзначными числами по теме «Братья». Счет
только на абакусе. Закрепление пройденных тем.
22-23
24-25
26
27
28-29
30-31
32-33
34
Отработка трехзначных чисел по теме «Братья». Счет на
абакусе и ментально. Закрепление пройденных тем.
Подготовка к тестовой работе. Закрепление всех пройденных
тем
Тест по теме «Братья».
3 модуль «Друзья» (8 ч)
Знакомство с «Другом 9». Однозначные числа. Сложение и
вычитание. Счет на абакусе и ментально.
Знакомство с «Другом 9». Двузначные числа. Счет на абакусе и
ментально. Закрепление новой темы. Закрепление пройденных
тем.
Знакомство с «Другом 8». Однозначные и двузначные числа.
Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.
Закрепление пройденных тем.
Знакомство с «Другом 7». Однозначные и двузначные числа.
Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.
Закрепление пройденных тем.
Тест по теме «Друзья».