ДОП_Юннаты

Паспорт дополнительной общеразвивающей программы
ФИО автора, автора-составителя
Учреждение
Название объединения
Название программы
Направленность
Тип программы
Вид программы
Образовательная область
Срок реализации
Объем часов по годам
Уровень освоения программы
Возраст обучающихся
Цель программы
С какого года реализуется

Лобик Елена Александровна
МБОУ СОШ № 119 города
Екатеринбурга
Юннаты
Юннаты
Естественнонаучная
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
Модифицированная
Экология
1 год
33
Базовый адаптированная версия для
детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)
6-15 лет
формирование основ экологического
мировоззрения и познавательного
интереса к природным объектам и к
природе в целом, как к
общечеловеческой ценности.
2025

2

Содержание
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы ................................... 1
Содержание ............................................................................................................... 3
Введение.................................................................................................................... 4
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы. .............................................................................. 4
1.1.

Пояснительная записка. ................................................................................ 4

1.2.

Цель и задачи программы. ............................................................................ 6

1.3.

Учебно-тематические план обучения .......................................................... 6

1.4.

Содержание учебно-тематического плана .................................................. 7

2.

Комплекс организационно-педагогических условий .................................. 11

2.1.

Календарный учебный график ................................................................... 11

2.2.

Раздел воспитания ....................................................................................... 16

2.3.

Календарный план воспитательной работы ............................................. 17

2.4.

Условия реализации программы ................................................................ 18

2.5.

Форма аттестации: ....................................................................................... 18

2.6.

Оценочные материалы ................................................................................ 18

2.7.

Методические материалы ........................................................................... 18

3.

Литература ....................................................................................................... 19

Приложение 1 ......................................................................................................... 20

3

Введение
Приоритетным направлением социальной политики российского государства
и стран мирового сообщества является создание системы эффективной
социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К
этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения
жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие
нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию,
передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению,
общению, трудовой деятельности в будущем».
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность программы «Юннаты» - естественнонаучная, программа
ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности,
любознательности, способствует формированию интереса к изучению
регионального компонента.
Актуальность программы - в том, что многие дети с ОВЗ обучаются на
дому и могут общаться в основном только с родственниками, а насыщенный
досуг, занятия в кружке - приводит к обогащению духовного мира таких детей,
а познавательная деятельность создает возможность для приобщения детей к
экологической культуре. Программа даёт возможность обобщить,
систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о
многообразии и значении живых организмов.
Занятия в объединении «Юннаты» позволяют корригировать вопросы
трудовой подготовки детей с ОВЗ и инвалидов в образовательных учреждениях
в системе дополнительного образования не теряют своей актуальности в связи с
её высокой значимостью в деле адаптации и социализации к самостоятельной
жизни. Отмечается исключительная важность занятий творчеством детей с ОВЗ
для формирования и коррекции у них жизненно необходимых функций:
двигательной, коммуникативной, познавательной, мотивационной.
Новизна программы опирается на принципы жизненной определенности,
доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на
развитие, реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
сущности воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) во всестороннем развитии его личности, которое складывается
не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход,
4

позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные
возможности
конкретного
ребенка
–
психические,
физические,
интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность
самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Отличительная особенность заключается в выявлении индивидуальных
возможностей ребёнка, в создании ситуации успеха на занятии. Увеличение
границ самостоятельного творчества.
Программа может реализовываться в сетевой и комбинированной форме,
используя площади и ресурсы образовательных организаций и учреждений
культуры.
Адресат программы: ребенок 6-15 лет с ОВЗ, либо инвалидностью,
проявляющий интерес к изучению окружающего мира, творчеству в частности.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных
инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с
ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей,
требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых
определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая
практическая деятельность индивидуума.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым
поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при
специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально
развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к
Объем программы – 144 часов.
Продолжительность обучения – 1 год.
Форма обучения – очная.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв
– 10 минут.
Занятия – индивидуальные.
Виды занятий – теоретические и практические занятия, выполнение
самостоятельных работ.

5

1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы - формирование основ экологического мировоззрения и
познавательного интереса к природным объектам и к природе в целом, как к
общечеловеческой ценности.
Задачи:
Предметные:
• Развить познавательные, творческие способности ребёнка.
• Содействовать развитию памяти, внимания, творческого воображения,
речи.
Личностные:
• Сформировать интерес к природе, окружающему миру.
• Способствовать формированию у обучающегося определенного уровня
знаний и умений в соответствии с его физиологическими и
психологическими особенностями.
• Развивать индивидуальные способности обучающихся.
Метапредметные:
• Формирование у ребёнка чувство самоконтроля.
• Формирование нравственных качеств (добросовестность, честность).
Формы организации занятий:
•
•
•
•

Традиционные
Комбинированные
Практические
Игровые

Методы:
• Словесные (беседа, рассказ, объяснение);
• Наглядные (показ образца, раздаточный материал, показ предметных
картинок и иллюстраций);
• Практические;
• Демонстрация приемов выполнения и техник.
1.3. Учебно-тематические план обучения
№
п/п

Количество часов
Название раздела/ темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Живая и неживая природа

16

10

6

3

Животный и растительный мир
осенью

20

10

10

Формы
аттестации/
контроля

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
6

4
5
6

Этот необычный мир
Животный и растительный мир
зимой
Воздух и вода – наши лучшие
друзья

14

8

6

20

10

10

18

10

8

7

Экосистема – лес

20

10

10

8

Животный и растительный мир
весной

20

10

10

9

Человек и природа

12

6

6

2
144

2
76

68

10 Итоговая аттестация
ИТОГО

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
выполнение
эксперимента
составление
рассказа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
беседа

1.4. Содержание учебно-тематического плана
Тема № 1 «Вводное занятие»
Теория (2 часа). Знакомство с программой дополнительного образования, с
основными разделами программы, расписанием занятий. Знакомство с
материалами и инструментами необходимыми для занятий. Проведение
инструктажа по технике безопасности.
Тема №2 «Живая и неживая природа»- 16 часов
Теория. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой
(человек – часть природы). Воспитывать у детей любовь к природе, стремление
заботиться о растениях и животных. Показать уникальность природы
Свердловской области, её хрупкость и, в то же время могущество. Познакомить
с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными
изменениями. Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в
неживой природе. Сезонные изменения: день укорачивается, становиться
холоднее, часто идут дожди, дуют ветры. Особенности явлений природы
Свердловской области Календарь природы. Формировать представления о том,
что Солнце – источник света и тепла. Смена времен года. Сезонные изменения в
природе. Роль Солнца в жизни человека. Местоположение России и
Свердловской области на глобусе. Уточнить представление детей о почве как о
верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные
последствия. Необходимость охраны почвы. Показать особенность почвы
Свердловской области, разнообразие растительного мира нашего края.
Практика. Дидактическая игра «Природа –не природа», «Угадай, что в
мешочке». Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа».
Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа». Дидактическая игра
«Мой дом». Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в
жизни. Рассматривание глобуса. Игра «День и ночь». Моделирование «Смена
времен года». Опыт «Передача солнечного зайчика».
7

Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы. Показать
особенность почвы, разнообразие растительного мира нашего края.
Тема №3 «Животный и растительный мир осенью» - 20 часов
Теория. Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. Уточнить,
питание животных осенью, способы передвижения, места обитания. Сезонные
изменения в жизни животных. Изменение климатических условий жизни в
осенний период. Приспособления животных к климатическим условиям
Свердловской области.
Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению,
издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц.
Зимующие птицы Екатеринбурга. Изменение окраски листьев.
Объяснить понятие «комнатные растения». Узнавать и называть 5-6
комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.
Практика. Гербарий. Дидактическая игра по классификации птиц.
Уход за комнатными растениями.
Тема № 4 «Этот необычный мир» - 14 часов
Теория. Многообразие живых организмов на планете Земля. Необычные
животные. Необычные растения. Особенности обитания, размножения живых
организмов.
Практика. Практическая работа «Составляем алфавит животных». Выявляем
«особенности» животных и растений.
Тема № 5 «Животный и растительный мир зимой» - 2 часа
Теория. Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. Уточнить,
питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. Сезонные
изменения в жизни животных. Трудные условия жизни в холодный период.
Приспособления животных к климатическим условиям Свердловской области.
Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению,
издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц.
Зимующие птицы Екатеринбурга и Свердловской области. Учить замечать
деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в
природе: деревья, кустарники, травы – их характерные признаки. Как растения
приспособились зимовать в Свердловской области.
Объяснить понятие «комнатные растения». Узнавать и называть 5-6
комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.
Практика. Дидактическая игра по классификации птиц.
Уход за комнатными растениями.
Тема № 6 «Воздух и вода – наши лучшие друзья» - 18 часов
Теория. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Уточнить
состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара).
8

Систематизировать знания о свойствах воздуха. Уточнить значение воздуха в
жизни человека и других живых организмов.
Практика. Опыты по выявлению свойств воздуха.
Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за
снегом, изморозью. Замораживание цветных льдинок.
Тема №7 «Экосистема - лес» - 20 часов
Теория. Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую
зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества.
Учить распознавать 5-6 деревьев,3-4 кустарника. Закрепить, главное звено
в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать
бережное отношение к лесу.
Практика. Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?». Экскурсия в парк
«Определение пород деревьев и кустарников».
Составление схем «Цепочки питания».
Тема № 8 «Животный и растительный мир весной» - 20 часов
Теория. Учить замечать особенности жизни зверей весной. Уточнить что
изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых
условий для жизни растений и животных. Размножение животных на примере 1
-2 видов, обитающих на территории Свердловской области.
Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить сезонные
изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов). Первый
прилет птиц.
Тема № 9 «Человек и природа» - 12 часов
Теория. Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять
представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу,
изучать её, бережно с ней обращаться.
Практика. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу,
заботится о живых существах; воспитывать у детей стремление заботиться об
окружающей природе. Правила поведения человека в природе. Роль человека в
природоохранной работе. Редкие растения и животные Свердловской области.
Лабораторные, практические работы по изучению редких растений и животных
Свердловской области.
1.4 Планируемые результаты
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является:
• Повышение мотивации к активной познавательной и творческой
деятельности.
• Повышение социальной активности.
• Развитие у детей самостоятельности, организованности.
• Развитие коммуникативных умений и навыков сотрудничества.
9

10

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Дата
№

Тема

эталон
1.

16.09

2.
18.09
23.09

25.09
30.09
02.10

07.10
09.10
14.10
3

факт

Воспитательный
компонент занятия

Вводное занятие.
Организация рабочего
места. ТБ при работе с
материалами.
Живая и неживая
природа
Экскурсия «Я и
природа»
Сбор мусора на
экологической тропе.
Собираем гербарий.
Разбор и оформление
гербария.
Охрана природы в
России.
Времена года. Влияние
климата на живую и
неживую природу.
Животный и
растительный мир
осенью.

Колво
часов

Время
проведения
занятий

Форма занятия

2

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

4

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

6

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

6

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

Место
проведения

16

Привлечение
внимания
учащегося к
проблемам
защиты
окружающей
среды.

20

Кб. № 23

Примечания

16.10
21.10
23.10

28.10
30.10

06.11
11.11
13.11
18.11
20.11
4

Акция «Поможем земле
подготовится к зиме»
История праздника
«День народного
единства».
Аппликация из
природного материала
«Сокровища природы»
Животные и растения
осенью.
Подготовка к зиме.
Этот необычный мир.

25.11
27.11
02.12
04.12
09.12
11.12
16.12

4.

«Наш дом – природа».
Осенние явления в
природе.

Зоопарк.
Поделка «Забавные
животные»
Необычные животные.
Лепим насекомых.
Поделка «Бабочка»
Необычные растения.
Поделка «Корзина с
фруктами и цветами»
Животный и
растительный мир
зимой.

Изучение истории
России,
воспитание
патриотизма.

6

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

4

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

6

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

4

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

6

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

4

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

4

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

14

20

12

18.12
23.12
25.12

30.12
13.01

15.01
20.01
22.01
27.01
29.01

5.
03.02
05.02
10.02
12.02
17.02
19.02
24.02

Животные и растения
зимой.
Приспособления живых
организмов к суровым
условиям.
Сочиняем
экологическую сказку
«Что снится деревьям
зимой»
Волшебный праздник
Рождество.
Изготовление
кормушки своими
руками.
Игра «Узнай птичку»
Комнатные растения.
Особенности
выращивания.
Практическая работа
«Цветок на окне»
Воздух и вода – наши
лучшие друзья.
Круговорот воды в
природе.
Дождь. Снег.
Что мы знаем о
воздухе? Дыхание.
Загрязнение воздуха.

Изучение традиций
православия,
история
праздника.

6

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

4

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

6

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

4

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

6

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

4

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

4

2 часа по
40 минут

Индивидуальная

Кб. № 23

18

13

26.02
03.02

6.

Правила поведения в
природе.
«Мастер-класс «Самым
милым и прекрасным»»
Экосистема – лес.

05.03
10.03
12.03
17.03
19.03

24.03
26.03
31.03
02.04
07.04
7.
09.04
14.04
16.04
21.04
23.04

Лес – многоэтажный
дом.
Пищевые цепи в лесу.
Обитатели леса.
Особенности обитания
в лесу.
Редкие и исчезающие
виды животных и
растений.
Красная книга России.
Красная книга
Свердловской области.
Экскурсия в парк.
Местные растения.
Животный и
растительный мир
весной.
Объемная картина
«Обитатели нашей
планеты»
Цветущие растения.
Аппликация
«Цветущий сад»

Воспитание
уважения к маме,
женщине,
воспитание
социального
взаимодействия.

Индивидуальная

Кб. № 23

6

Индивидуальная

Кб. № 23

4

Индивидуальная

Кб. № 23

6

Индивидуальная

Кб. № 23

4

Индивидуальная

Кб. № 23

6

Индивидуальная

Кб. № 23

4

Индивидуальная

Кб. № 23

4

20

20

14

28.04
30.04
05.05
07.05
12.05
8.

7.

Перелетные птицы.
Гнездование птиц.
Размножение, питание.
Животные нашей
местности. Аппликация
«Поле с цветами»
Человек и природа.

14.05
19.05
21.05

Акция «День добрых
дел».
Рисунок «Природа
родного края»

26.05
28.05
02.06

Игра «Планета «Земля»
в опасности».
Вторая жизнь
ненужным вещам.

04.06

Итоговая аттестация.

Итого:

6

Индивидуальная

Кб. № 23

4

Индивидуальная

Кб. № 23

6

Индивидуальная

Кб. № 23

6

Индивидуальная

Кб. № 23

Индивидуальная

Кб. № 23

12

Воспитание
бережливого
отношения к
природе, к вещам.

2

2 часа по
40 минут

144

15

2.2. Раздел воспитания
Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребёнка, формирование
культуры здорового образа жизни, подготовка и проведение коллективных
творческих дел.
Задачи:
• воспитывать у детей интерес к экологии, природе;
• развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе,
обсуждении;
• развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
• самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
• формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира;
• формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с
основами выбора профессии;
• формировать активную гражданскую позицию, чувство верности
Отечеству.
Планируемые формы и методы воспитания.
Основной формой воспитания детей при реализации программы является
проведение бесед, в ходе которых обучающиеся усваивают информацию,
имеющую воспитательное значение. Получают опыт деятельности, в которой
формируются, проявляются и утверждаются ценности, нравственные
ориентации. Участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации. Практические занятия
(участие в конкурсах, выставках) способствуют усвоению и применению
правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам
своего коллектива.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
• метод убеждения (индивидуальные и коллективные беседы; рассказ,
разъяснение, дискуссии);
• метод упражнений (многократное повторение действий и поступков
детей в целях образования и закрепления у них необходимых
навыков и привычек поведения: общественные поручения,
культмассовая работа, уборка учебного кабинета, игра);
• метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
16

• метод одобрения и осуждения (средства метода одобрения: личная
похвала педагога; благодарность в приказе учреждения; помещение
фотографии на доску почёта. Средства метода осуждения: замечания
педагога, устный выговор);
• метод контроля (наблюдение за поведением учащихся,
индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или
общественных поручений, отчеты перед своими товарищами о своей
работе и дисциплине);
• метод переключения в деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе учреждения в котором
реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа.
Основным методом оценки результативности реализации программы в
части воспитания является педагогическое наблюдение. Оно заключается в
наблюдении за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих задач
по программе.
Организационные условия:
• подбор тематического материала;
• использование простых и сложных средств;
• построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.
• выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
2.3. Календарный план воспитательной работы
№
Название, события, мероприятия
п/п
1.
«Охрана природы в России»
История праздника «День
2.
народного единства»
3.
«Волшебный праздник Рождество»

Сроки

Форма проведения

Сентябрь

Индивидуальная беседа

Октябрь

Индивидуальная беседа

Декабрь

Индивидуальная беседа

4.

«Мастер-класс «Самым милым и
прекрасным»»

Март

Индивидуальная беседа

5.

«Вторая жизнь ненужным вещам»

Май

Индивидуальная беседа

17

2.4. Условия реализации программы
Основное оборудование:
• Альбом
• Простой карандаш
• Цветные карандаши
• Краски
• Пластилин
• Соль
• Клей
• Цветная бумага
• Цветной картон
2.5. Форма аттестации:
Итоговая аттестация – контрольный урок с выполнением практического
задания.
Форма фиксации – контрольный лист с результатами в виде: «+» - зачёт,
«-» - незачёт.
2.6. Оценочные материалы
Тестирование, наблюдение, выполнение задания, беседа.
2.7. Методические материалы
Методы, используемые на занятиях:
Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительноиллюстрированный, наглядный.
Методы воспитания: положительный пример.
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, конкурсы.
Форма работы с родителями: родительское собрание, консультации.
Структура занятия.
Вступительное слово.
Приветствие.
Теоретическая часть (если есть).
Практическая часть.
Итог.

18

Так как занятия проводятся индивидуальные и ведётся работа с
особенным ребёнком, то особое значение придаётся дифференцированному
подходу. Для этого используются такие методы и приёмы, как:
1. Синхронное и зеркальное восприятие;
2. Перевод из одного пространства в другое;
3. Обращение к индивидуальной культуре исполнения.
Изучение темы начинается с рассказа о том, что мы сегодня будем делать.
Провести беседу с ребёнком, какой рисунок или фигурку он будет делать.
Помочь ему с цветовой гаммой. Освоение темы происходит постепенно.
После того, как работа будет закончена, педагог помогает ребёнку оформить
свою работу. В результате такой работы, ребёнок будет чувствовать заботу и
внимание к себе.
Педагог выбирает так называемый оптимальный режим усвоения,
опираясь на индивидуальные особенности ребёнка.
Ребёнок быстрее осваивает материал и развивается, когда он
рассказывает педагогу, что рисует, какие цвета выбрал, почему именно это
он рисует или лепит.
При планировании и проведении занятия с особенным ребёнком,
необходимо учитывать его особенности и возрастные и умственные, строго
нормировать нагрузки. В занятия следует включать упражнения для развития
мелкой моторики рук. В перерывах между занятиями, проводить физ.
минутки, под музыкальное сопровождение.
3. Литература
1.
2.
3.
4.

Автор К. Люуис «Растительный мир в картинках»;
Автор А.А. Плешаков Атлас определитель «От земли до неба»;
Автор В. А. Крейс «Сад вашей мечты»
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль:
«Академия развития», «Академия К», 2010.

5. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль:
«Академия развития», 2008.
6. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных.
Ярославль: «Академия развития», 2000.
7. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
8. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.:
Мнемозина, 2010.
9. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
19

10.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
11.Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение»,
2005.
12.Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
13.Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
14.Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф»,
2007.
15.Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”.
Издательство АСТ, 2004.
16.Интернет-ресурсы:
• Мессенджер Теллеграмм, ВКонтакте
• Платформа сферум– для видео-связи;
• Сервисы Яндекс, Google и д

Приложение 1

Итоговая аттестация (контроль знаний, умений, навыков)
в объединении «Юннаты».
Дата проведения: ________________
Тема: Итоговая аттестация.
Форма проведения: опрос и практическое выполнение задания.
Уровень оценки: зачёт «+», не зачёт «-»

20

№
п/п

Фамилия, имя

Нарисовать
любой
пейзаж

Оформить
некоторые
элементы
солью

Оформить
работу

1.
2.
Вывод: по результатам итоговой аттестации можно сделать вывод, что
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Юннаты» учащийся (усвоил успешно, не усвоил).

Педагог дополнительного образования

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».