Паспорт дополнительной общеразвивающей программы
ФИО автора, автора-составителя
Учреждение
Название объединения
Название программы
Направленность
Тип программы
Вид программы
Образовательная область
Срок реализации
Объем часов по годам
Уровень освоения программы
Возраст обучающихся
Цель программы
С какого года реализуется
Лобик Елена Александровна
МБОУ СОШ № 119 города
Екатеринбурга
Юннаты
Юннаты
Естественнонаучная
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
Модифицированная
Экология
1 год
33
Базовый адаптированная версия для
детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)
6-15 лет
формирование основ экологического
мировоззрения и познавательного
интереса к природным объектам и к
природе в целом, как к
общечеловеческой ценности.
2025
2
Содержание
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы ................................... 1
Содержание ............................................................................................................... 3
Введение.................................................................................................................... 4
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы. .............................................................................. 4
1.1.
Пояснительная записка. ................................................................................ 4
1.2.
Цель и задачи программы. ............................................................................ 6
1.3.
Учебно-тематические план обучения .......................................................... 6
1.4.
Содержание учебно-тематического плана .................................................. 7
2.
Комплекс организационно-педагогических условий .................................. 11
2.1.
Календарный учебный график ................................................................... 11
2.2.
Раздел воспитания ....................................................................................... 16
2.3.
Календарный план воспитательной работы ............................................. 17
2.4.
Условия реализации программы ................................................................ 18
2.5.
Форма аттестации: ....................................................................................... 18
2.6.
Оценочные материалы ................................................................................ 18
2.7.
Методические материалы ........................................................................... 18
3.
Литература ....................................................................................................... 19
Приложение 1 ......................................................................................................... 20
3
Введение
Приоритетным направлением социальной политики российского государства
и стран мирового сообщества является создание системы эффективной
социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К
этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения
жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие
нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию,
передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению,
общению, трудовой деятельности в будущем».
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность программы «Юннаты» - естественнонаучная, программа
ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности,
любознательности, способствует формированию интереса к изучению
регионального компонента.
Актуальность программы - в том, что многие дети с ОВЗ обучаются на
дому и могут общаться в основном только с родственниками, а насыщенный
досуг, занятия в кружке - приводит к обогащению духовного мира таких детей,
а познавательная деятельность создает возможность для приобщения детей к
экологической культуре. Программа даёт возможность обобщить,
систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о
многообразии и значении живых организмов.
Занятия в объединении «Юннаты» позволяют корригировать вопросы
трудовой подготовки детей с ОВЗ и инвалидов в образовательных учреждениях
в системе дополнительного образования не теряют своей актуальности в связи с
её высокой значимостью в деле адаптации и социализации к самостоятельной
жизни. Отмечается исключительная важность занятий творчеством детей с ОВЗ
для формирования и коррекции у них жизненно необходимых функций:
двигательной, коммуникативной, познавательной, мотивационной.
Новизна программы опирается на принципы жизненной определенности,
доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на
развитие, реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
сущности воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) во всестороннем развитии его личности, которое складывается
не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход,
4
позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные
возможности
конкретного
ребенка
–
психические,
физические,
интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность
самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Отличительная особенность заключается в выявлении индивидуальных
возможностей ребёнка, в создании ситуации успеха на занятии. Увеличение
границ самостоятельного творчества.
Программа может реализовываться в сетевой и комбинированной форме,
используя площади и ресурсы образовательных организаций и учреждений
культуры.
Адресат программы: ребенок 6-15 лет с ОВЗ, либо инвалидностью,
проявляющий интерес к изучению окружающего мира, творчеству в частности.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных
инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с
ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей,
требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых
определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая
практическая деятельность индивидуума.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым
поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при
специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально
развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к
Объем программы – 144 часов.
Продолжительность обучения – 1 год.
Форма обучения – очная.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв
– 10 минут.
Занятия – индивидуальные.
Виды занятий – теоретические и практические занятия, выполнение
самостоятельных работ.
5
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы - формирование основ экологического мировоззрения и
познавательного интереса к природным объектам и к природе в целом, как к
общечеловеческой ценности.
Задачи:
Предметные:
• Развить познавательные, творческие способности ребёнка.
• Содействовать развитию памяти, внимания, творческого воображения,
речи.
Личностные:
• Сформировать интерес к природе, окружающему миру.
• Способствовать формированию у обучающегося определенного уровня
знаний и умений в соответствии с его физиологическими и
психологическими особенностями.
• Развивать индивидуальные способности обучающихся.
Метапредметные:
• Формирование у ребёнка чувство самоконтроля.
• Формирование нравственных качеств (добросовестность, честность).
Формы организации занятий:
•
•
•
•
Традиционные
Комбинированные
Практические
Игровые
Методы:
• Словесные (беседа, рассказ, объяснение);
• Наглядные (показ образца, раздаточный материал, показ предметных
картинок и иллюстраций);
• Практические;
• Демонстрация приемов выполнения и техник.
1.3. Учебно-тематические план обучения
№
п/п
Количество часов
Название раздела/ темы
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
2
Живая и неживая природа
16
10
6
3
Животный и растительный мир
осенью
20
10
10
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
6
4
5
6
Этот необычный мир
Животный и растительный мир
зимой
Воздух и вода – наши лучшие
друзья
14
8
6
20
10
10
18
10
8
7
Экосистема – лес
20
10
10
8
Животный и растительный мир
весной
20
10
10
9
Человек и природа
12
6
6
2
144
2
76
68
10 Итоговая аттестация
ИТОГО
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
выполнение
эксперимента
составление
рассказа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение
беседа
1.4. Содержание учебно-тематического плана
Тема № 1 «Вводное занятие»
Теория (2 часа). Знакомство с программой дополнительного образования, с
основными разделами программы, расписанием занятий. Знакомство с
материалами и инструментами необходимыми для занятий. Проведение
инструктажа по технике безопасности.
Тема №2 «Живая и неживая природа»- 16 часов
Теория. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой
(человек – часть природы). Воспитывать у детей любовь к природе, стремление
заботиться о растениях и животных. Показать уникальность природы
Свердловской области, её хрупкость и, в то же время могущество. Познакомить
с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными
изменениями. Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в
неживой природе. Сезонные изменения: день укорачивается, становиться
холоднее, часто идут дожди, дуют ветры. Особенности явлений природы
Свердловской области Календарь природы. Формировать представления о том,
что Солнце – источник света и тепла. Смена времен года. Сезонные изменения в
природе. Роль Солнца в жизни человека. Местоположение России и
Свердловской области на глобусе. Уточнить представление детей о почве как о
верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные
последствия. Необходимость охраны почвы. Показать особенность почвы
Свердловской области, разнообразие растительного мира нашего края.
Практика. Дидактическая игра «Природа –не природа», «Угадай, что в
мешочке». Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа».
Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа». Дидактическая игра
«Мой дом». Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в
жизни. Рассматривание глобуса. Игра «День и ночь». Моделирование «Смена
времен года». Опыт «Передача солнечного зайчика».
7
Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы. Показать
особенность почвы, разнообразие растительного мира нашего края.
Тема №3 «Животный и растительный мир осенью» - 20 часов
Теория. Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. Уточнить,
питание животных осенью, способы передвижения, места обитания. Сезонные
изменения в жизни животных. Изменение климатических условий жизни в
осенний период. Приспособления животных к климатическим условиям
Свердловской области.
Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению,
издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц.
Зимующие птицы Екатеринбурга. Изменение окраски листьев.
Объяснить понятие «комнатные растения». Узнавать и называть 5-6
комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.
Практика. Гербарий. Дидактическая игра по классификации птиц.
Уход за комнатными растениями.
Тема № 4 «Этот необычный мир» - 14 часов
Теория. Многообразие живых организмов на планете Земля. Необычные
животные. Необычные растения. Особенности обитания, размножения живых
организмов.
Практика. Практическая работа «Составляем алфавит животных». Выявляем
«особенности» животных и растений.
Тема № 5 «Животный и растительный мир зимой» - 2 часа
Теория. Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. Уточнить,
питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. Сезонные
изменения в жизни животных. Трудные условия жизни в холодный период.
Приспособления животных к климатическим условиям Свердловской области.
Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению,
издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц.
Зимующие птицы Екатеринбурга и Свердловской области. Учить замечать
деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в
природе: деревья, кустарники, травы – их характерные признаки. Как растения
приспособились зимовать в Свердловской области.
Объяснить понятие «комнатные растения». Узнавать и называть 5-6
комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.
Практика. Дидактическая игра по классификации птиц.
Уход за комнатными растениями.
Тема № 6 «Воздух и вода – наши лучшие друзья» - 18 часов
Теория. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Уточнить
состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара).
8
Систематизировать знания о свойствах воздуха. Уточнить значение воздуха в
жизни человека и других живых организмов.
Практика. Опыты по выявлению свойств воздуха.
Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за
снегом, изморозью. Замораживание цветных льдинок.
Тема №7 «Экосистема - лес» - 20 часов
Теория. Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую
зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества.
Учить распознавать 5-6 деревьев,3-4 кустарника. Закрепить, главное звено
в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать
бережное отношение к лесу.
Практика. Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?». Экскурсия в парк
«Определение пород деревьев и кустарников».
Составление схем «Цепочки питания».
Тема № 8 «Животный и растительный мир весной» - 20 часов
Теория. Учить замечать особенности жизни зверей весной. Уточнить что
изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых
условий для жизни растений и животных. Размножение животных на примере 1
-2 видов, обитающих на территории Свердловской области.
Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить сезонные
изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов). Первый
прилет птиц.
Тема № 9 «Человек и природа» - 12 часов
Теория. Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять
представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу,
изучать её, бережно с ней обращаться.
Практика. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу,
заботится о живых существах; воспитывать у детей стремление заботиться об
окружающей природе. Правила поведения человека в природе. Роль человека в
природоохранной работе. Редкие растения и животные Свердловской области.
Лабораторные, практические работы по изучению редких растений и животных
Свердловской области.
1.4 Планируемые результаты
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является:
• Повышение мотивации к активной познавательной и творческой
деятельности.
• Повышение социальной активности.
• Развитие у детей самостоятельности, организованности.
• Развитие коммуникативных умений и навыков сотрудничества.
9
10
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Дата
№
Тема
эталон
1.
16.09
2.
18.09
23.09
25.09
30.09
02.10
07.10
09.10
14.10
3
факт
Воспитательный
компонент занятия
Вводное занятие.
Организация рабочего
места. ТБ при работе с
материалами.
Живая и неживая
природа
Экскурсия «Я и
природа»
Сбор мусора на
экологической тропе.
Собираем гербарий.
Разбор и оформление
гербария.
Охрана природы в
России.
Времена года. Влияние
климата на живую и
неживую природу.
Животный и
растительный мир
осенью.
Колво
часов
Время
проведения
занятий
Форма занятия
2
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
4
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
6
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
6
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
Место
проведения
16
Привлечение
внимания
учащегося к
проблемам
защиты
окружающей
среды.
20
Кб. № 23
Примечания
16.10
21.10
23.10
28.10
30.10
06.11
11.11
13.11
18.11
20.11
4
Акция «Поможем земле
подготовится к зиме»
История праздника
«День народного
единства».
Аппликация из
природного материала
«Сокровища природы»
Животные и растения
осенью.
Подготовка к зиме.
Этот необычный мир.
25.11
27.11
02.12
04.12
09.12
11.12
16.12
4.
«Наш дом – природа».
Осенние явления в
природе.
Зоопарк.
Поделка «Забавные
животные»
Необычные животные.
Лепим насекомых.
Поделка «Бабочка»
Необычные растения.
Поделка «Корзина с
фруктами и цветами»
Животный и
растительный мир
зимой.
Изучение истории
России,
воспитание
патриотизма.
6
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
4
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
6
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
4
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
6
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
4
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
4
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
14
20
12
18.12
23.12
25.12
30.12
13.01
15.01
20.01
22.01
27.01
29.01
5.
03.02
05.02
10.02
12.02
17.02
19.02
24.02
Животные и растения
зимой.
Приспособления живых
организмов к суровым
условиям.
Сочиняем
экологическую сказку
«Что снится деревьям
зимой»
Волшебный праздник
Рождество.
Изготовление
кормушки своими
руками.
Игра «Узнай птичку»
Комнатные растения.
Особенности
выращивания.
Практическая работа
«Цветок на окне»
Воздух и вода – наши
лучшие друзья.
Круговорот воды в
природе.
Дождь. Снег.
Что мы знаем о
воздухе? Дыхание.
Загрязнение воздуха.
Изучение традиций
православия,
история
праздника.
6
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
4
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
6
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
4
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
6
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
4
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
4
2 часа по
40 минут
Индивидуальная
Кб. № 23
18
13
26.02
03.02
6.
Правила поведения в
природе.
«Мастер-класс «Самым
милым и прекрасным»»
Экосистема – лес.
05.03
10.03
12.03
17.03
19.03
24.03
26.03
31.03
02.04
07.04
7.
09.04
14.04
16.04
21.04
23.04
Лес – многоэтажный
дом.
Пищевые цепи в лесу.
Обитатели леса.
Особенности обитания
в лесу.
Редкие и исчезающие
виды животных и
растений.
Красная книга России.
Красная книга
Свердловской области.
Экскурсия в парк.
Местные растения.
Животный и
растительный мир
весной.
Объемная картина
«Обитатели нашей
планеты»
Цветущие растения.
Аппликация
«Цветущий сад»
Воспитание
уважения к маме,
женщине,
воспитание
социального
взаимодействия.
Индивидуальная
Кб. № 23
6
Индивидуальная
Кб. № 23
4
Индивидуальная
Кб. № 23
6
Индивидуальная
Кб. № 23
4
Индивидуальная
Кб. № 23
6
Индивидуальная
Кб. № 23
4
Индивидуальная
Кб. № 23
4
20
20
14
28.04
30.04
05.05
07.05
12.05
8.
7.
Перелетные птицы.
Гнездование птиц.
Размножение, питание.
Животные нашей
местности. Аппликация
«Поле с цветами»
Человек и природа.
14.05
19.05
21.05
Акция «День добрых
дел».
Рисунок «Природа
родного края»
26.05
28.05
02.06
Игра «Планета «Земля»
в опасности».
Вторая жизнь
ненужным вещам.
04.06
Итоговая аттестация.
Итого:
6
Индивидуальная
Кб. № 23
4
Индивидуальная
Кб. № 23
6
Индивидуальная
Кб. № 23
6
Индивидуальная
Кб. № 23
Индивидуальная
Кб. № 23
12
Воспитание
бережливого
отношения к
природе, к вещам.
2
2 часа по
40 минут
144
15
2.2. Раздел воспитания
Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребёнка, формирование
культуры здорового образа жизни, подготовка и проведение коллективных
творческих дел.
Задачи:
• воспитывать у детей интерес к экологии, природе;
• развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе,
обсуждении;
• развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
• самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
• формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира;
• формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с
основами выбора профессии;
• формировать активную гражданскую позицию, чувство верности
Отечеству.
Планируемые формы и методы воспитания.
Основной формой воспитания детей при реализации программы является
проведение бесед, в ходе которых обучающиеся усваивают информацию,
имеющую воспитательное значение. Получают опыт деятельности, в которой
формируются, проявляются и утверждаются ценности, нравственные
ориентации. Участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации. Практические занятия
(участие в конкурсах, выставках) способствуют усвоению и применению
правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам
своего коллектива.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
• метод убеждения (индивидуальные и коллективные беседы; рассказ,
разъяснение, дискуссии);
• метод упражнений (многократное повторение действий и поступков
детей в целях образования и закрепления у них необходимых
навыков и привычек поведения: общественные поручения,
культмассовая работа, уборка учебного кабинета, игра);
• метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
16
• метод одобрения и осуждения (средства метода одобрения: личная
похвала педагога; благодарность в приказе учреждения; помещение
фотографии на доску почёта. Средства метода осуждения: замечания
педагога, устный выговор);
• метод контроля (наблюдение за поведением учащихся,
индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или
общественных поручений, отчеты перед своими товарищами о своей
работе и дисциплине);
• метод переключения в деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе учреждения в котором
реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа.
Основным методом оценки результативности реализации программы в
части воспитания является педагогическое наблюдение. Оно заключается в
наблюдении за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих задач
по программе.
Организационные условия:
• подбор тематического материала;
• использование простых и сложных средств;
• построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.
• выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
2.3. Календарный план воспитательной работы
№
Название, события, мероприятия
п/п
1.
«Охрана природы в России»
История праздника «День
2.
народного единства»
3.
«Волшебный праздник Рождество»
Сроки
Форма проведения
Сентябрь
Индивидуальная беседа
Октябрь
Индивидуальная беседа
Декабрь
Индивидуальная беседа
4.
«Мастер-класс «Самым милым и
прекрасным»»
Март
Индивидуальная беседа
5.
«Вторая жизнь ненужным вещам»
Май
Индивидуальная беседа
17
2.4. Условия реализации программы
Основное оборудование:
• Альбом
• Простой карандаш
• Цветные карандаши
• Краски
• Пластилин
• Соль
• Клей
• Цветная бумага
• Цветной картон
2.5. Форма аттестации:
Итоговая аттестация – контрольный урок с выполнением практического
задания.
Форма фиксации – контрольный лист с результатами в виде: «+» - зачёт,
«-» - незачёт.
2.6. Оценочные материалы
Тестирование, наблюдение, выполнение задания, беседа.
2.7. Методические материалы
Методы, используемые на занятиях:
Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительноиллюстрированный, наглядный.
Методы воспитания: положительный пример.
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, конкурсы.
Форма работы с родителями: родительское собрание, консультации.
Структура занятия.
Вступительное слово.
Приветствие.
Теоретическая часть (если есть).
Практическая часть.
Итог.
18
Так как занятия проводятся индивидуальные и ведётся работа с
особенным ребёнком, то особое значение придаётся дифференцированному
подходу. Для этого используются такие методы и приёмы, как:
1. Синхронное и зеркальное восприятие;
2. Перевод из одного пространства в другое;
3. Обращение к индивидуальной культуре исполнения.
Изучение темы начинается с рассказа о том, что мы сегодня будем делать.
Провести беседу с ребёнком, какой рисунок или фигурку он будет делать.
Помочь ему с цветовой гаммой. Освоение темы происходит постепенно.
После того, как работа будет закончена, педагог помогает ребёнку оформить
свою работу. В результате такой работы, ребёнок будет чувствовать заботу и
внимание к себе.
Педагог выбирает так называемый оптимальный режим усвоения,
опираясь на индивидуальные особенности ребёнка.
Ребёнок быстрее осваивает материал и развивается, когда он
рассказывает педагогу, что рисует, какие цвета выбрал, почему именно это
он рисует или лепит.
При планировании и проведении занятия с особенным ребёнком,
необходимо учитывать его особенности и возрастные и умственные, строго
нормировать нагрузки. В занятия следует включать упражнения для развития
мелкой моторики рук. В перерывах между занятиями, проводить физ.
минутки, под музыкальное сопровождение.
3. Литература
1.
2.
3.
4.
Автор К. Люуис «Растительный мир в картинках»;
Автор А.А. Плешаков Атлас определитель «От земли до неба»;
Автор В. А. Крейс «Сад вашей мечты»
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль:
«Академия развития», «Академия К», 2010.
5. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль:
«Академия развития», 2008.
6. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных.
Ярославль: «Академия развития», 2000.
7. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
8. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.:
Мнемозина, 2010.
9. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
19
10.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
11.Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение»,
2005.
12.Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
13.Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
14.Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф»,
2007.
15.Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”.
Издательство АСТ, 2004.
16.Интернет-ресурсы:
• Мессенджер Теллеграмм, ВКонтакте
• Платформа сферум– для видео-связи;
• Сервисы Яндекс, Google и д
Приложение 1
Итоговая аттестация (контроль знаний, умений, навыков)
в объединении «Юннаты».
Дата проведения: ________________
Тема: Итоговая аттестация.
Форма проведения: опрос и практическое выполнение задания.
Уровень оценки: зачёт «+», не зачёт «-»
20
№
п/п
Фамилия, имя
Нарисовать
любой
пейзаж
Оформить
некоторые
элементы
солью
Оформить
работу
1.
2.
Вывод: по результатам итоговой аттестации можно сделать вывод, что
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Юннаты» учащийся (усвоил успешно, не усвоил).
Педагог дополнительного образования
21